«Вопросы надзора за исполнением законодательства
о противодействии коррупции»

Доклад начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Приморского края  Скорика В.Н.  на научно-практической конференции
07.12.2017



Уважаемые участники конференции!

Борьба с коррупцией и ее профилактика являются наиболее приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры Приморского края.

С учетом задач, предусмотренных Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции, на современном этапе их реализации прокурорами больше всего уделяется внимание совершенствованию межведомственного взаимодействия, особенно в вопросах борьбы с коррупционными преступлениями.

Понимая высокую степень латентности коррупционных проявлений, прокуроры на системной основе принимают всевозможные меры, направленные на активизацию оперативно-розыскной деятельности.

Наша задача в этом вопросе заключается в объединении и координации усилий органов правоохраны в пресечении не столько большего числа фактов коррупции, сколько в предотвращении и выявлении более значимых, общественно-опасных преступлений.

Так, в результате смещения акцентов на борьбу с наиболее значимыми и опасными коррупционными преступлениями за последние два года из более 700 выявленных преступлений этой категории (2017 г. -331, 2016 г.-374) каждое третье совершено в особо крупном, крупном и значительном размерах (120 в 2017 г., 134 в 2016 г.), а 83 преступления совершены в составе организованной группы (в 2017 г.-13, 2016 г. – 70).

Существенно больше установлено случаев получения и дачи взяток в крупном и особо крупном размерах (18 в 2017 г. и 13 в 2016 г.).

К уголовной ответственности стали чаще привлекаться высокопоставленные должностные лица. В их числе два вице-губернатора края, десять глав муниципальных образований, четыре депутата представительных органов местного самоуправления, свыше 60 сотрудников правоохранительных органов (за 2016- 2017 гг.).

Достигнуты ощутимые положительные результаты по пресечению фактов коррупции в сфере закупок (8 преступлений против 11 за 2016 г.), миграции (26 против 13), лесной отрасли (18 против 8), ЖКХ (9 против 2), образования (35 против 21), здравоохранения (16 против 11).

Отмечается положительная динамика роста числа должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений в сфере миграции и лесной отрасли (9 и 7).

Благодаря принципиальной позиции, выработанной органами прокуратуры края, осужденным за совершение коррупционных преступлений суды в Приморье гораздо чаще стали назначать наказание в виде реального лишения свободы (2017 г. - 31 лица из 109, 2016 г. - 61 лицо из 208, 2015 г. - 35 лиц из 173).

Системная работа по организационному и методическому обеспечению деятельности городских и районных прокуроров в итоге трансформировалась в конкретные надзорные показатели.

Используя весь потенциал надзорных полномочий, в текущем году прокуроры выявили более четырех с половиною тысяч фактов несоблюдения чиновниками антикоррупционных стандартов. В прошлом году таковых установлено почти 5 тысяч (4890). Среди них неполнота, недостоверность сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, участие в управлении хозяйствующими субъектами, конфликт интересов.

По принятым мерам прокурорского реагирования за совершение коррупционных правонарушений свыше трех тысяч лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (в 2017 г. - 1168, 2016 г. - 1861). Пять государственных и двое муниципальных служащих уволены в связи с утратой доверия.

По инициативе прокуроров досрочно прекратили свои полномочия более 80 депутатов представительных органов местного самоуправления, которые не представили сведения о доходах либо представили неполные, недостоверные сведения (в 2017 г. - 25).

Свыше 50 работников различных органов и учреждений освобождены от замещаемых должностей в связи с прокурорскими проверками, которыми установлены коррупционные правонарушения или иные основания, препятствующие дальнейшей их деятельности.

Между тем, имеются случаи, когда в отношении чиновников, допустивших значительные коррупционные проступки, не могут быть применены меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в связи с их нахождением на больничном или в отпуске. В дальнейшем служащие принимают решение об увольнении по собственному желанию.

Убежден, что реализации такого основного принципа противодействия коррупции как неотвратимость ответственности будет способствовать внесение изменений в федеральное законодательство, включая Трудовой кодекс РФ, позволяющих принять решение об увольнении за утрату доверия чиновника в указанных случаях.

Практике прокурорского надзора известны и случаи увольнения служащих, совершивших значительные коррупционные проступки, «задним числом».

Так, например, после внесения прокурором края Губернатору края представления в т.г. изменено основание увольнения начальника отдела департамента дорожного хозяйства и транспорта края Максимова с формулировки «по инициативе гражданского служащего» на «в связи с утратой доверия».

При этом, решение об увольнении Максимова было принято «задним числом» директором департамента транспорта и дорожного хозяйства края по инициативе бывшего первого вице - губернатора края.

Очень много усилий приложили прокуроры в целях выявления, пресечения значительных коррупционных проступков, в результате чего установлено 76 фактов непринятия мер по предотвращению, урегулированию конфликта интересов (2017 г. - 62, 2016 г. - 14), 17 случаев участия служащих в управлении деятельностью хозяйствующими субъектами (2017 г. - 11, 2016 г. - 6).

Например, по инициативе прокуратуры края в текущем году уволены 2 руководителя краевых государственных учреждений, которые приняли на работу своих родственников и создали им преференции в труде в виде повышенных премиальных и отсутствия необходимого педагогического образования.

Кроме того, установлены факты конфликта интересов в действиях заместителей руководителей краевых управлений ФАС России (наказан), Росприроднадзора (в отношении 2-х заместителей в стадии подготовки приказы о наказании), исполняющего обязанности руководителя Приморского территориального управления Росрыболовства (в ГП на рассмотрении наше письмо), начальника территориального органа внутренних дел (г. Лесозаводск – объявлено НСС), руководителей администрации, муниципального комитета сельского поселения Таежненского сельского поселения Красноармейского муниципального района. Принят комплекс мер прокурорского реагирования.

Нами уделяется особое внимание выполнению поставленных Президентом России, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации задач по совершенствованию механизмов установления фактов несоответствия расходов чиновников их доходам.

Благодаря проявленной настойчивости и бескомпромиссности в 22-х случаях прокурорами инициировано осуществление контроля за расходами чиновников.

На основании материалов прокурорских проверок, предварительного следствия, оперативно-розыскной деятельности прокурорами в суд предъявлено 5 исков об обращении в доход государства имущества общей стоимостью свыше 27 млн. руб., в отношении которого не имеется сведений о приобретении на законные доходы. Два иска уже рассмотрены и удовлетворены.

После предъявления в суд первого в стране иска данной категории (в ноябре 2014 г. предъявлен и в апреле 2015 г. удовлетворен) нами в текущем году применяется ранее не имевшая место практика обращения в доход государства автомашин, квартир чиновников, в отношении которых цена по совершенным ими сделкам существенно занижена и не соответствует фактической стоимости этих объектов (3 иска, в т.ч. 1 иск в отношении автомашины бывшей служащей Управления Росреестра по краю (удовлетворен, взыскан эквивалент – 1848 тыс. руб.), иск в отношении квартиры бывшего начальника Управления государственного автодорожного надзора по краю, иск в отношении автомашины начальника отдела Управления Минюста по краю – на рассмотрении).

С учетом результатов анализа надзорной практики считаю, что сам факт наличия сведений в органе, в котором проходит службу гражданин, о приобретении, продаже им автомашины, объекта недвижимости по цене, явно отличающейся от среднерыночной, должно являться безусловным основанием для проведения соответствующей проверки и при наличии оснований – инициирования осуществления контроля за расходами.

Случаи бездействия при наличии указанных сведений будут свидетельствовать об умышленном сокрытии таких фактов.

По-нашему мнению, более активному применению рассматриваемого антикоррупционого инструмента будет способствовать внесение изменений в федеральное законодательство, предусматривающих проведение контроля за расходами в отношении бывших чиновников в течение нескольких лет после их ухода со службы.

Практике реализации анализируемых полномочий в Приморье известны два случаи, когда в ходе контроля за расходами чиновника и на стадии предъявления прокурором иска спорное имущество отчуждается, что исключает его обращение в суд.

Поэтому дополнительной гарантией фактического обращения имущества в доход государства будет служить возможность наложения в судебном порядке ареста на спорное имущество еще в рамках контроля по инициативе органа, который его осуществляет.

Изложенное, безусловно, потребует внесения необходимых изменений в федерального законодательство.

В рассматриваемом вопросе также имеет важное практическое значение то, насколько органы местного самоуправления, территориальные избирательные комиссии края активно реализую свои полномочия, исполняют обязанности по проведению анализа представляемых служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе, инициированию перед Губернатором края осуществления контроля за расходами государственных, муниципальных служащих.

За весь период действия постановления Губернатора края № 77-пг от 26.07.2013 по данному вопросу только администрации городов Владивостока, Уссурийска инициировали принятие Губернатором края решений об осуществлении контроля за расходами муниципальных служащих.

Указанный недостаток в целом относится и к территориальным органам федеральных государственных органов, которые осуществляли контроль за расходами государственных служащих в Приморье только по инициативе прокуратуры края.

Наряду с этим, обращаю внимание, что предусмотренные Указом Президента РФ от 19.09.2017 № 431 возможности государственных и муниципальных органов в рамках указанного анализа запрашивать необходимые сведения (кроме ФНС, банков и Росреестра), получать пояснения требуют не только внесения до конца года соответствующих изменений в региональные, муниципальные нормативные акты, но и организации работы по проведению названного анализа на качественно новом уровне.

Отдельного внимания в этом блоке правоотношений, с учетом Указа Президента РФ № 431, заслуживает обязанность органов проводить анализ сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности службы, ограничений при заключении ими после ухода со службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора.

Именно орган, в котором ранее проходил службу гражданин, призван, в силу требований закона, принимать меры к получению информации о новых местах работы бывших служащих с целью установления факта соблюдения (несоблюдения) им ограничения по получению согласия уполномоченной комиссии на трудоустройство в организацию, невыполнения организацией обязанности уведомить орган о заключении с бывшим чиновником трудового, гражданско-правового договора.

Прокурорами продолжена на системной основе реализация комплекса мер по установлению случаев незаконного вознаграждения от имени и в интересах юридических лиц.

Только в текущем и прошлом годах нами возбуждено 17 административных дел данной категории (в т.ч. в 2017 г. - 11), сумма наложенных штрафов составила 28 млн. рублей, взыскано почти 23 млн. руб. (22.858 млн. руб.).

Между тем, не являются единичными случаи, когда на день возбуждения административного дела у юридического лица не имеется имущества, за счет которого может быть уплачен административный штраф.

Считаю, что выходом из сложившейся ситуации будет являться установление в законодательстве возможности назначения таким юридическим лицам не штрафа, а применение к ним процедуры принудительной ликвидации.

Во многом активизации деятельности по раскрытию и пресечению фактов незаконного получения должностными лицами незаконных вознаграждений от юридических лиц будет способствовать внесение в законодательство изменений, позволяющих освобождать от административной ответственности организации, которые добровольно сообщили о таких фактах, ранее не известных правоохранителям (по аналогии с примечаниями к статьям УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за дачу взятки, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп).

Не менее активно трудились прокуроры в целях установления и пресечения коррупционных преступлений.

За последние два года для пресечения более 60 уголовно-наказуемых фактов коррупции в бюджетной, земельной сфере, в сфере оборота имущества, закупок и в других отраслях прокуроры направили в следственные органы материалы, по которым почти в каждом случае возбуждены уголовные дела.

К примеру, по нашей инициативе возбуждено (06.05.2016) и направлено в суд (21.07.2017) уголовное дело в отношении директора коммерческой организации (ООО «Приморье Девелопмент») за совершенное им хищение денежных средств в размере более 24 млн. рублей при выполнении работ в рамках государственного контракта на строительство пожарного депо в Красноармейском районе.

По инициативе прокурора привлечен к уголовной ответственности глава сельского поселения Спасского муниципального района (Прохоров) за учреждение им коммерческой организации и участие в ее управлении, сопряженное с оказанием ей покровительства (ст. 289 УК РФ).

К числу ключевых направлений прокурорской деятельности в сфере противодействия коррупции также относится активное участие прокуроров в деятельности органов власти и местного самоуправления по совершенствованию региональной, муниципальной нормативной базы.

Так, в органы государственной власти и местного самоуправления в текущем и минувшем году направлено 7 законодательных инициатив, свыше 200 проектов муниципальных нормативных актов и предложений о совершенствовании антикоррупционного законодательства. Это позволило своевременно откорректировать региональную, муниципальную нормативную базу, а также устранить ряд пробелов правового регулирования в части соблюдения антикоррупционных стандартов служащими, депутатами и применения к ним мер юридической ответственности.

Отдельно следует отметить и внесение изменений по инициативе прокуратуры в краевой бюджет - для реализации мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений дополнительно предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме почти 6 млн. руб.

Вместе с тем, интенсивный ритм обновления антикоррупционной нормативной правовой базы вызывает определенные трудности в ее правоприменении, особенно в отношении лиц, замещающих муниципальные должности.

В апреле текущего года высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации предоставлено новое полномочие: при выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей депутата, главы муниципального образования, руководитель региона обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий указанных лиц либо в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, либо в суд.

Однако механизм реализации новых полномочий не предусматривает конкретные сроки обращения руководителя региона в судебные инстанции или в орган местного самоуправления с таким заявлением, а также конкретные условия, при наличии которых принимается решение об обращении в суд или в орган местного самоуправления.

На практике следствием отсутствия нормативного закрепления названного срока может являться уход лиц от юридической ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов.

Остался неурегулированным на федеральном уровне вопрос, связанный с исполнением главой муниципального образования, муниципальным депутатом предусмотренной ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности сообщать, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Действующие федеральные нормативные правовые акты такой порядок не устанавливают. Поэтому является открытым вопрос, в адрес какого должностного лица или органа нужно направить такое уведомление и что оно должно предусматривать.

Между тем, для разрешения названной проблемы в настоящее время предлагаю учесть, что одним из основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, является конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в муниципальных правовых актах. Поэтому названный пробел в настоящее время подлежит устранению путем принятия МНПА.

В целом, полагаю, что внесение изменений в законодательство и МНПА в целях устранения перечисленных проблем правового регулирования является неотъемлемой составной частью системы мер по совершенствованию государственного, муниципального управления в сфере противодействия коррупции и будет способствовать повышению эффективности реализуемых антикоррупционных профилактических мероприятий.


Спасибо за внимание!

Новости

13:00, 03 июля О противодействии коррупции отчитались в Приморье
17:30, 14 декабря Госслужащим напомнили о запрете дарить и принимать подарки
18:00, 08 декабря Более 400 делегатов собрались на антикоррупционную конференцию в Приморье
16:45, 07 декабря Журналистов – победителей антикоррупционного конкурса наградили в Приморье
14:00, 01 декабря Ряд учреждений здравоохранения Приморья проверят на адекватность закупок
18:15, 12 июля Антикоррупционный конкурс для молодежи проходит в Приморье
18:00, 12 июля Специальная программа позволит выявлять недобросовестных контрагентов при закупке лекарств в Приморье
09:30, 06 июня Педагогов Приморья учат навыкам антикоррупционного поведения
15:00, 21 апреля У госслужащих Приморья осталась неделя для подачи декларации
15:00, 29 марта Около тысячи приморцев получили бесплатную юридическую помощь в 2016 году