Качественное образование должно быть доступно всем

Интервью с Ларисой Владимировной Ушкань, директором Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат III-IV видов города Артема, о дистанционном обучении детей-инвалидов в Приморском крае

‑ Лариса Владимировна, в 2009 году приоритетный национальный проект "Образование" пополнился новым направлением, благодаря которому дети-инвалиды Приморского края сегодня имеют возможность обучаться с помощью современных технологий. Расскажите, пожалуйста, как организована работа Ресурсного центра, который создан на базе вашего учебного заведения, каких результатов вам удалось уже достичь?

‑ Решение Правительства Российской Федерации развивать дистанционное образование детей-инвалидов очень своевременно. Ведь многие дети из-за своего заболевания изолированы от общества, от общения со сверстниками, не посещают общеобразовательную школу. Как показал наш опыт работы, реализация национального проекта оказалась жизненно необходимым делом для таких детишек.

Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов был создан по решению департамента образования и науки Приморского края на базе нашего учреждения, которое называется "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов" города Артема. Организуют работу центра его руководитель Ольга Александровна Шушкова и методист Людмила Филипповна Лошкарева. Здесь обучаются и воспитываются дети с патологией зрения. Мы понимали, какая ответственность ложится на наши плечи, но не представляли всего масштаба работы, которую предстояло нам осилить.

Сегодня в Приморском крае разработаны и приняты все необходимые нормативные правовые акты для организации дистанционного образования детей-инвалидов. Ежегодно Администрацией Приморского края и Министерством образования и науки Российской Федерации заключаются соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Приморского края на организацию этого процесса. За три года из федерального и краевого бюджета на эти цели было выделено более 99 млн. рублей, на которые было приобретено уникальное оборудование, которое позволяет успешно осваивать школьную программу слабовидящим, незрячим, слабослышащим, детям с заболеваниями опорно-двигательной системы. Одним словом, это детки с ограниченными возможностями здоровья.

Проект помогает им раскрыться, стать более общительными, открытыми, любознательными. Они стали лучше учиться, можно сказать, что на наших глазах их творческий потенциал раскрывается все больше и больше, а главное, у них появилась мотивация к обучению.

Сколько детей сейчас обучается в Центре?

‑На сегодняшний день в Центре 239 учеников в возрасте от 7 до 18 лет из различных уголков Приморского края: Артёма и Владивостока, Уссурийска и Находки, Арсеньева и Дальнегорска, Дальнереченска и ЗАТО Большой Камень, а также отдалённых сёл Ханкайского, Лазовского, Пожарского, Спасского, Кавалеровского, Тернейского, Михайловского, Ольгинского и других районов. Это дети-инвалиды I, II и III групп, которые проживают в 29 городах и районах края и по состоянию здоровья не могут посещать школу.

Сначала их было 59, потом 159, теперь 239. Сформирован список еще одной группы из 70 человек, которые подключатся к учебному процессу немного позднее. Проектом предусмотрено, что к концу 2013 года будут предоставлены возможности всем детям-инвалидам, получающим общее образование на дому, не имеющим медицинских противопоказаний и изъявившим желание, обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий.

Посвятите, все-таки, в технологию организации такого непростого процесса.

‑ В первый год действительно было нелегко. Трудности были и с получением, установкой дорогостоящего оборудования, и разработкой учебных планов и программ.

Со всеми родителями или их законными представителями были подписаны договоры о "Передаче оборудования в безвозмездное временное пользование" и "Об организации дистанционного обучения". Проведено обучение детей и родителей первоначальным навыкам работы с персональным компьютером, программным обеспечением.

Но прежде каждому ребенку было дано заключение психолого-медико-педагогической комиссии, о том, что ему не противопоказана такая форма обучения, разработаны индивидуальные учебные планы, которые мы согласовали с родителями, школами, муниципальными органами управления образованием, а также индивидуальная программа реабилитации.

Кроме того, учителей тоже надо было подготовить к тому, что им придется вести уроки по-новому. Поэтому разработали план мероприятий по подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с детьми-инвалидами дистанционно. Мы провели и обучающие семинары, и научно-практические конференции об особенностях организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий и применением компьютерной техники и связи. Подготовили сборник методических рекомендаций "Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в семье".

При проведении дистанционных уроков возникает необходимость видеть, что делает учащийся, отслеживать процесс выполнения им различных практических заданий, корректировать, оказывать помощь, консультировать.Эту возможность предоставляет программа Skype и программа "Удаленный рабочий стол".

Благодаря этому учитель, находясь за много километров от ученика, может пошагово откорректировать его работу, подсказать, как правильно сделать ту или иную операцию, а технические специалисты могут оказать помощь, если произошла какая-то поломка.

Отдельным блоком в программе центра выделен здоровьесберегающий аспект, ведь наша задача не только дать возможность учиться, но и сохранить здоровье ребенка, не навредить ему. Мы наладили тесное взаимодействие детей, их родителей с учителем-логопедом, дефектологом, сурдопедагогом, тифлопедагогом. В целях обеспечения морально-психологической поддержки детей-инвалидов проводится плановая и внеплановая работа педагогом-психологом.

Словом, постарались предусмотреть все проблемные вопросы, которые могут возникнуть на пути у первопроходцев…

Мы действительно были первыми, и коллектив очень старался и старается, понимает, какая ответственность на нас возложена. Люди у нас замечательные. Не секрет, что в некоторых не только сельских, но и городских школах Приморья, из-за отсутствия специалистов, не ведутся уроки английского языка, химии, информатики и другие предметы. Центр дистанционного образования собрал "сливки" учительства со всего края, здесь работают 72 педагога по всем школьным дисциплинам, из них 28 человек имеют высшую квалификационную категорию, 32 человека ‑ первую, 12 ‑ вторую. Многие имеют награды, заслуженные на педагогическом поприще. Например, Евгения Ивановна Киселёва, физик-математик из Арсеньева,‑ заслуженный учитель России, Олег Петрович Каминский, географ, известный в Артёме педагог и эколог, обладатель премии Сороса. 17 учителей имеют звание Почетного работника образования, 2 учителя – Отличники народного просвещения, 8 учителей награждены Почетной грамотой Минобрнауки России, 5 являются победителями конкурса "Учитель года". Мне хотелось бы назвать буквально каждого, но в рамках интервью, я понимаю, это невозможно.

Мы регулярно проводим мониторинги, чтобы получить для себя ответы на многие вопросы. И насколько качественно работает Интернет, и какова степень удовлетворенности дистанционным образованием. Для нас такая обратная связь очень важна. И нам приятно, что родители и учащиеся отмечают высокое качество проводимых уроков, профессионализм учителей, их толерантность, доброжелательность, благодарят за консультативную помощь. Мы вместе с родителями радуемся, что дети добросовестно выполняют домашнюю работу, имеют устойчивую положительную мотивацию к процессу познания, что у определенной категории детей постепенно снижается уровень тревожности и агрессивности.

Каждую четверть мы формируем и направляем в управления образованием городов и районов края ведомости текущих оценок для передачи их в школы, где обучаются участники проекта. Эти оценки рекомендуется учитывать при выставлении четвертных оценок по месту основного обучения учащихся.

В нашем центре работают высококвалифицированные технические специалисты ‑ инженеры-программисты, системные администраторы, операторы. Они первыми в крае освоили и ввели в эксплуатацию специализированное оборудование: брайлевский принтер, брайлевский дисплей, графические планшеты, программно-управляемый конструктор «Лего», электронный микроскоп, комплекты датчиков для проведения лабораторных исследований. Осуществили перевод учебных материалов в брайлевский формат. Разработали и внедрили электронные журналы.

‑ Лариса Владимировна, вы с такой теплотой, гордостью говорите о своих коллегах, а какие успехи ваших учеников Вас особенно радуют?

‑ Успех ученика – это успех и учителя тоже. Ведь они трудятся вместе. И поводов для таких радостей в нашей работе немало.

С целью популяризации учебных предметов, расширения общего кругозора учащихся, выявления одаренных детей мы стараемся активизировать внеклассную и внешкольную работы по предмету, а также предоставить учащимся возможность соревноваться между собой в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него. Наши ребята принимают участие в различных дистанционных конкурсах, проектах, соревнованиях.

И я с удовольствием назову сейчас некоторые результаты нашей совместной работы. 6 учащихся награждены дипломами победителя Всероссийской дистанционной игры-конкурса "ИНФОЗНАЙКА" для учащихся общеобразовательных школ России, 28 учащихся – сертификатами участника этого конкурса. 17 детей принимали активное участие во всероссийском сетевом социальном проекте "Слон - больше, чем животное".

Мария Щербакова, ученица 9 класса из города Дальнереченска, в ноябре 2011 года принимала участие в VIII Международной олимпиаде по основам наук и набрала 66 баллов по математике, 77 баллов по информатике. Александр Сапегин, ученик 4 класса из города Артема, принял участие в дистанционной Всероссийской олимпиаде по истории.

Учащиеся нашей школы и Ресурсного центра приняли участие в акции "Сохранение озера лотосов в окрестностях города Артема" и были награждены почетной грамотой ДВФУ и координационного центра экологов Приморского края "Живая вода".

У Владимира Владимировича Манича, учителя истории школы-интерната, возникла идея проведения совместных уроков детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся нашей школы. Эту идею "подхватили" коллективы и школы, и Центра. Высокую оценку коллег получил интегрированный урок-проект по математике по теме: "Мир в движении" учащихся 4 "а" и учащегося дистанционного образования 4"а" класса Григория Абанина из города Владивостока, проведенный учителем начальных классов Натальей Анатольевной Ивановой.

Интересными получились проекты Семена Суханова, ученика 5 класса из Находки, и учителя начальных классов Марины Степановны Михайлик, по теме: "Защитим нашего тигра", проект учащихся 1 класса школы-интерната и учащегося дистанционного образования Захара Семеник из Шкотово по теме: «Комнатные растения, их роль в жизни человека», руководил которым учитель начальных классов Наталья Васильевна Галактионова. Эффективно прошел интегрированный урок-проект по математике по теме: «Проценты. Решение задач» учащихся 5 класса нашей школы и учащегося дистанционного образования 5 класса Андрея Кузина из Владивостока, разработал который учитель математики Елена Николаевна Сапунова. Учитель начальных классов Ирина Анатольевна Шешко предложила совместный проект учащихся дистанционного образования Екатерины Капич из села Покровка Октябрьского района , Петра Макарова из Лучегорска и учащихся 4 класса по теме: «Путешествие по странам: Франция, Великобритания».

А помимо совместных дистанционных уроков, ребята как-то общаются между собой?

‑ В Центре создано единое информационное пространство – система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками. У нас есть свой сайт, информация на котором обновляется два раза в неделю. В этом году наши ребята начали выпускать школьную газету "Четыре четверти", которая вызвала большой интерес у учащихся и их родителей. В разделе сайта "Газета" представлены выпуски школьной газеты, с материалами которой могут ознакомиться посетители сайта в удобное для них время.

Для установления контактов, общения, обеспечения обмена мнениями учащихся, родителей, учителей на сайте работает форум.

Внутри сети сформированы социальные мини-сети, в которых ребята, не выходя из дома, имеют возможность общаться между собой, делиться своими проблемами, впечатлениями от проекта, организуются группы детей по интересам.

‑ Вы говорили об уникальности оборудования, которое есть в вашем центре, замечательных педагогах и инженерах, которые здесь трудятся, ваш опыт дорогого стоит, вы делитесь своими секретами?

У нас нет секретов. Мы с удовольствием делимся своим опытом со всеми, кто в этом заинтересован. В прошлом году на нашей базе прошло выездное заседание коллегии департамента образования и науки Приморского края. В этом году состоялся выездной пленум Приморской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Участники этих мероприятий задавали много вопросов, на которые мы с удовольствием отвечали.

Опыт работы ресурсного центра положен в основу организации центров дистанционного образования, которые создаются в крае в рамках реализации проекта модернизации. Они, безусловно, помогут решить проблему качественного образования для удаленных сельских школ.

За период существования ресурсного центра была проделана действительно большая работа, затрачено много времени и сил, но мы верим, что основное сделано. Теперь наша задача - совершенствовать, улучшать качество образования и воспитания, способствовать адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

Надеемся что вскоре, программа будет распространяться не только на учащихся школ, но и на студентов вузов и сузов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья много по-настоящему талантливых и одарённых. Мы уверены, что благодаря дистанционному обучению, они займут свое достойное место в нашем обществе.

Спасибо за беседу и за то большое и нужное дело, которое вы делаете. Потому что, как говорится в социальном телевизионном ролике, дети не должны делиться на детей и детей-инвалидов. Будем надеяться, что благодаря вашему коллективу дети с ограниченными возможностями здоровья не будут чувствовать себя изолированными от общества. У всех детей должно быть единое право жить полноценно: учиться, общаться, делать открытия, добиваться успеха, радоваться удаче друга, участвовать в совместных проектах…