ДОКЛАД

инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об осуществлении государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в 2017 году


 

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности

 

1.      Данные анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – Инспекция) и его должностных лиц, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе возможности их исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности

1.1 Деятельность инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – Инспекция) регулируется следующими ключевыми нормативными правовыми актами:

Гражданским кодексом Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

Градостроительным кодексом Российской Федерации;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 N 356-па «Об утверждении Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края».

 

1.2 Основное изменения в нормативно-правовом  регулировании в 2017 году коснулись порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Федеральным законом от 3.07.2016 №304-ФЗ внесены изменения Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (вступили в силу 1.01.2017 г).

 

1.2.1 С 01.01.2017 право на привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве будет имеет застройщик, отвечающий на дату направления проектной декларации в соответствии в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, следующим требованиям:

А) уставный (складочный) капитал, уставный фонд юридического лица - застройщика должен быть полностью оплачен и должен составлять не менее чем минимальный размер, в зависимости от максимально допустимой суммы общей площади всех жилых помещений и площади всех нежилых помещений в составе всех многоквартирных домов

Минимальный размер уставного капитала застройщика или минимальный размер суммы уставного капитала застройщика и уставных фондов связанных с застройщиком юридических лиц составляет:

два миллиона пятьсот тысяч рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более одной тысячи пятисот квадратных метров;

четыре миллиона рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более двух тысяч пятисот квадратных метров;

десять миллионов рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более десяти тысяч квадратных метров;

сорок миллионов рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более двадцати пяти тысяч квадратных метров;

восемьдесят миллионов рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более пятидесяти тысяч квадратных метров;

сто пятьдесят миллионов рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более ста тысяч квадратных метров;

четыреста миллионов рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более двухсот пятидесяти тысяч квадратных метров;

восемьсот миллионов рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более пятисот тысяч квадратных метров;

один миллиард пятьсот миллионов рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц более пятисот тысяч квадратных метров.

 В случае, если уставный капитал застройщика не соответствует такому требованию, сумма полностью оплаченных уставного капитала застройщика, уставных (складочных) капиталов, уставных фондов поручителя или сопоручителей по заключенному договору поручительства с таким застройщиком, должна составлять не менее чем минимальный размер.

Б) в отношении застройщика не проводятся процедуры ликвидации юридического лица - застройщика;

В) в отношении юридического лица - застройщика отсутствует решение арбитражного суда о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве

Г) в отношении юридического лица - застройщика отсутствует решение арбитражного суда о приостановлении его деятельности в качестве меры административного наказания;

Д) в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения о юридическом лице - застройщике

Е) в реестре недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, отсутствуют сведения о юридическом лице - застройщике;

Ж) у юридического лица - застройщика отсутствует недоимка по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов застройщика, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период.

З) у лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа застройщика, и главного бухгалтера застройщика отсутствует судимость за преступления в сфере экономики.

 

Застройщики, не удовлетворяющие указанным требованиям на дату направления проектной декларации в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не имеют права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства.

Застройщики, не удовлетворяющие требованиям, после даты направления проектной декларации не имеют права привлекать денежные средства граждан в случае:

- вступления в законную силу решения или определения арбитражного суда о ликвидации юридического лица - застройщика или о введении в отношении юридического лица - застройщика процедуры банкротства;

- вступления в законную силу решения арбитражного суда о приостановлении деятельности застройщика в качестве меры административного наказания,

- принятия решения о ликвидации юридического лица – застройщика.

 

1.2.3 Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности посредством создания и ведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет официального сайта застройщика.

На официальном сайте застройщика должна быть размещена следующая информация:

1) разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства за последние 3 года,

2) аудиторской заключение, разрешение на строительство, заключение экспертизы проекта, документы на земельный участок;

3) проектная декларация;

4) заключение уполномоченного органа субъекта РФ о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям закона,

5) проект договора участия в долевом строительстве;

6) выбранные застройщиком способы обеспечения исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве в соответствии (поручительство банка либо страхование гражданской ответственности) или условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве с помощью счетов-эскроу;

7) договор поручительства с застройщиком, заключенный при недостаточности уставного капитала,

8) фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома.

 Застройщик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию.

 

1.2.4 При передаче объекта долевого строительства застройщик обязан передать участнику долевого строительства инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий.

 

1.2.5 Способы обеспечения исполнения обязательств застройщика:

- поручительство банка (такой банк должен осуществлять банковскую деятельность не менее пяти лет; иметь уставный капитала в размере не менее 200 миллионов рублей; наличие собственных средств (капитала) в размере не менее одного миллиарда рублей).

- страхование гражданской ответственности (страхования организация должна осуществлять страховую деятельность не менее пяти лет; наличие собственных средств в размере не менее чем один миллиард рублей, в том числе уставного капитала в размере не менее чем 120 миллионов рублей).

При несоответствии застройщика требованиям к минимальному размеру уставного капитала должен быть заключен также договор поручительства по обязательствам застройщика, поручитель обязывается перед участниками долевого строительства, заключившими с застройщиком указанные договоры участия в долевом строительстве, отвечать за исполнение застройщиком его обязательств по таким договорам в полном объеме.

 Договор поручительства подлежит нотариальному удостоверению и заключается до государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

 

1.2.6 Введено понятие привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства в случае размещения таких средств на счетах эскроу.

 В случае предоставления застройщику российской кредитной организацией целевого кредита на строительство многоквартирных домов кредитным договором может быть предусмотрено условие об установлении во всех договорах участия в долевом строительстве обязанности участников долевого строительства внести денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в таком банке.

В этом случае договором участия в долевом строительстве должны быть предусмотрены обязанность участника долевого строительства (депонента) внести денежные средства в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве в сроки и размере, которые установлены договором участия в долевом строительстве (депонируемая сумма), на открытый в банке (эскроу-агент) специальный счет эскроу.

Кредитным договором должны быть предусмотрены:

- обязательство банка предоставить застройщику целевой кредит на строительство (создание) многоквартирных домов;

- цели, на которые может быть использован кредит, и порядок осуществления банком контроля за его целевым использованием, в том числе в соответствии с требованиями проектной документации;

- обязательство застройщика предоставлять банку информацию обо всех организациях, привлеченных застройщиком  для строительства (создания) многоквартирных домов,

- обязательство застройщика об установлении во всех договорах участия в долевом строительстве, заключаемых им в отношении объектов долевого строительства в многоквартирных домах обязанности участников долевого строительства внести денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу,

- обязательство банка по ежемесячному предоставлению застройщику сведений об открытии, о ведении и закрытии счетов эскроу, в том числе о внесении участниками долевого строительства денежных средств на счета эскроу.

 

1.2.7 Приведён изменённый и исчерпывающий перечень целей, на которые могут быть использованы средства дольщиков.

Денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только в следующих целях:

1) строительство одного многоквартирного дома, в состав которого входят объекты долевого строительства;

2) строительство нескольких многоквартирных домов при условии, что строительство указанных многоквартирных домов осуществляется в границах элемента планировочной структуры квартала, микрорайона, предусмотренного утвержденной документацией по планировке территории;

3) возмещение затрат на приобретение, в том числе оформление, права собственности или права аренды, права субаренды на земельные участки, на которых осуществляется строительство  на уплату арендной платы за такие земельные участки;

4) возмещение затрат на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства;

5) строительство, реконструкция в границах земельного участка, правообладателем которого является застройщик, сетей инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (технологического присоединения);

6) внесение платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;

7) возмещение затрат в связи с заключением в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;

8) возмещение затрат в связи с заключением в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договора о развитии застроенной территории;

9) возмещение затрат в связи с заключением в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договора о комплексном освоении территории,

11) возмещение затрат на уплату процентов по целевым кредитам на строительство (создание) многоквартирного дома;

13) возмещение затрат, связанных с государственной регистрацией договоров участия в долевом строительстве.

Использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участником долевого строительства, на иные цели не допускается.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа юридического лица, являющегося застройщиком, и главный бухгалтер застройщика несут ответственность за использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, на цели, не законом.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту.

 

1.2.8 Установлено, что проектная декларация до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома направляется застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации выдает застройщику заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям закона, или отказ в выдаче такого заключения.

В случае, если в течение шестидесяти дней со дня выдачи застройщику такого заключения застройщиком не поданы документы на государственную регистрацию договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома, проектная декларация подлежит повторному направлению в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

 

1.2.9 К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти отнесены дополнительные положения :

 - устанавливает Форму проектной декларации,

- утверждает форму и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам.

К полномочиям контролирующего органа субъекта РФ добавлены:

 - осуществление контроля за соблюдением застройщиком требований к застройщику; требований к раскрытию и размещению им информации; примерных графиков реализации проектов строительства; требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства;

- выдача заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям  закона, либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения;

- получение от застройщика информации о физическом лице, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем 25 процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком;

- получение от застройщика информации о лицах, осуществляющих работы, поставки товаров и (или) предоставляющих услуги по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, с указанием полного наименования юридического лица

- ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

- размещает на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о проведенных проверках деятельности застройщика, а также сведения о вступивших в законную силу постановлениях контролирующего органа о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности.

 - направляет в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Установлено, что Контролирующий орган осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, с учетом положений настоящего Федерального закона о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства.

 

1.2.10 Введена ст.23.1. «Единый реестр застройщиков».

Единый реестр застройщиков является государственным информационным ресурсом и представляет собой систематизированный перечень юридических лиц, соответствующих требованиям закона.

Ведение единого реестра застройщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

 

1.2.11В целях дополнительной защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, в отношении которых арбитражным судом введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, по решению Правительства Российской Федерации может быть создан фонд, средства которого формируются за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов.

 Порядок управления фондом, размер и порядок осуществления обязательных отчислений (взносов) застройщиков в фонд, условия и порядок использования средств фонда, а также правила размещения и инвестирования средств фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

1.2.12 Внесены изменения статью 123.2 Жилищного кодекса РФ, согласно которым контролирующий орган субъекта РФ дополнительно вправе:

- получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органа регистрации прав документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;

- получать от жилищно-строительного кооператива документы и информацию, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива,

- ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительных кооперативов (их должностных лиц) к ответственности, установленной КоАП РФ;

- направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

 

Федеральный закон №304-ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года. Отдельные положения закона применяются с 1 июля 2017 года.

Органом исполнительной власти был проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и его должностных лиц, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), в том числе, возможности их исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности. В целом, нормативно-правовое регулирование в установленных сферах деятельности представлено достаточно полно, содержание нормативных правовых актов доступно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. нормативные правовые акты Инспекции по вопросам осуществления регионального государственного строительного надзора, а также контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости размещены на официальном сайте Администрации Приморского края странице Инспекции, а так же в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза», который создан на основании статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов  нормативных правовых актов» в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Приморского края, Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края и их проектов, разработчиками которых являются органы исполнительной власти Приморского края, структурные подразделения аппарата Администрации Приморского края.

Наличие признаков коррупциогенности и избыточности в нормативных правовых актах не выявлены. Нормативные правовые акты находятся в актуальном состоянии, открыты и доступны для хозяйствующих субъектов.

 

2.    Сведения об опубликовании нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Инспекции и его должностных лиц, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), в свободном доступе на официальном сайте Инспекции

Во исполнение требований Федерального закона от 09.02.2009
№ 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на официальном сайте Администрации Приморского края странице Инспекции http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/offices/share-building-supervision/normative-legal-base.php в сети Интернет в подразделах «Нормативно-правовая база», «Положение об инспекции», «Положения об отделах», «Административные регламенты» опубликованы нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Инспекции и его должностных лиц, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) по видам.

 

Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

В соответствии с Положением об Инспекции, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 26 ноября 2012 года № 356-па, Инспекция является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости.

Инспекция формируется Администрацией Приморского края, подчиняется и подотчетна Губернатору края - Главе Администрации Приморского края и вице-губернатору Приморского края, осуществляющему непосредственное руководство и контроль деятельности инспекции.

В соответствии с распоряжением Администрации Приморского края от 31 октября 2012 года № 300-ра «Об утверждении структуры и штатной численности инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края» и распоряжением от 30 июня 2015 года № 189-ра «О внесении изменений в распоряжение Администрации Приморского края от 31 октября 2012 года № 300-ра» структура[1] Инспекции состоит из 6-ти отделов:

- Отдел регионального государственного строительного надзора по Владивостокскому городскому округу и муниципальным образованиям края;

- Отдел регионального государственного строительного надзора по Находкинскому городскому округу;

- Отдел регионального государственного строительного надзора по Уссурийскому городскому округу;                      

- Отдел за соблюдением требований пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при строительстве Отдел контроля в области долевого строительства;           

- Отдел контроля в области долевого строительства;

- Отдел административной практики, аналитики, планирования и делопроизводства. 

 

Общее руководство органа исполнительной власти осуществляет руководитель инспекции. Штатная численность Инспекции включает 38 единиц.

СТРУКТУРА ИНСПЕКЦИИ (штатная – 38, фактическая – 34)

б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

Наименование функции

НПА, регламентирующие исполнение функций

1

функция по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства

 - «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ;

- Положение об Инспекции, утверждено Постановлением Администрации Приморского края от 26 ноября 2012 года № 356-па (в ред. от 29.03.2013,  21.02.2014, 10.02.2016, 06.06.2016, 31.01.2018);

 - Приказ Инспекции РСН и КДС Приморского края от 11.04.2013 N 23 (ред. от 15.07.2016,  10.03.2017, 15.08.2017)  «Об утверждении Административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства»

2

функция по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

 - Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

- Положение об Инспекции, утверждено Постановлением Администрации Приморского края от 26 ноября 2012 года № 356-па (в ред. от 29.03.2013,  21.02.2014, 10.02.2016, 06.06.2016, 31.01.2018);

 - Приказ Инспекции РСН и КДС Приморского края от 25.04.2017 № 17 «Об утверждении административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, государственного контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов» (в ред. от 07.07.2017)

3

функция по осуществлению государственного контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов

- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ;

- Положение об Инспекции, утверждено Постановлением Администрации Приморского края от 26 ноября 2012 года № 356-па (в ред. от 29.03.2013,  21.02.2014, 10.02.2016, 06.06.2016, 31.01.2018);

 - Приказ Инспекции РСН и КДС Приморского края от 25.04.2017 № 17 «Об утверждении административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, государственного контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов» (в ред. от 07.07.2017)

 

 

    

Функция 1:

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

 Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Результатом исполнения государственной функции является:

  •  выявление факта (отсутствия факта) нарушения законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

  •  выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации  или мотивированный отказ в выдаче такого заключения.

Функция 2:

Задачей регионального государственного контроля и надзора в области долевого строительства являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений, допущенных застройщиком, соблюдение требований, установленных законодательством, регулирующим долевое строительство.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является соблюдение лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан, застройщиками, жилищно-строительными кооперативами для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, обязательных требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Результатом исполнения государственной функции является:

  • выявление факта (отсутствия факта) нарушения законодательства в области долевого строительства;
  • выдача заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», либо мотивированного отказа в выдаче такого заключения.

Функция 3:

Задачей регионального государственного контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов являются обеспечение выполнения жилищно-строительными кооперативами обязательных требований, установленных Жилищным кодексом,
обеспечение соблюдения прав и законных интересов членов жилищно-строительных кооперативов.

Предметом контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов является соблюдение жилищно-строительными кооперативами в процессе осуществления деятельности, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 Жилищного кодекса.

Результатом исполнения государственной функции является выявление факта (отсутствия факта) нарушения требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса.

в) наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций

1. Деятельность Инспекции по направлению регионального государственного строительного надзора регулируют следующие нормативные правовые акты:

    • Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

    • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

    • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

    • Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

    • Федеральный закон от 30 марта 1999 г.  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

    • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    • Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

    • РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» утверждённый приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128;

    • РД-11-03-2006 «Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора» утверждённый приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130;

    • РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации»  утверждённый приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129;

    • РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учёта выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», утверждённый приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7;

      Приказ Инспекции РСН и КДС Приморского края от 11.04.2013 N 23 (ред. от 15.07.2016,  10.03.2017, 15.08.2017)  «Об утверждении Административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства»

2. Деятельность Инспекции  в части осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства регулируют следующие нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

  • Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

  • Федеральный закон от 29.11.2007 N 286-ФЗ «О взаимном страховании»;

  • Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

  • Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 года № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости застройщика»;

  • Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 января 2006года № 06-2/пз-н «Об утверждении методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчётности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;

  • Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 года № 06-137/пз-н «Об утверждении инструкции о порядке расчёта нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика»;

  • Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации»;

  • Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

  • Приказ Минрегиона России от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены»;

  • Постановление Администрации Приморского края от 08.08.2014 № 303-па «Об утверждении Перечня сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, представляемых лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства на территории Приморского края»;

  • Приказ инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 25.04.2017 № 17 «Об утверждении административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, государственного контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов» (в ред. от 07.07.2017)

     

    г) информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

     

    Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с их территориальными органами, Законодательным Собранием Приморского края и органами исполнительной власти Приморского края, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами и должностными лицами местного самоуправления Приморского края, юридическими лицами и гражданами.

    В целях реализации положений Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Инспекция взаимодействует с прокуратурой Приморского края. Дважды в год в прокуратуру Приморского края Инспекцией направляется отчет за полугодие по проведенным плановым и внеплановым проверкам по формам, разработанным генеральной прокуратурой.

    Кроме того, с 1 июля 2016 года в соответствии с  вышеуказанным законом и Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения Единого реестра проверок» специалистами Инспекции осуществляется внесение информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых  в рамках регионального государственного строительного надзора, а также контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Приморского края в федеральную автоматизированную систему «Единый реестр проверок» (АС ЕРП).

     

    д) сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля подведомственными органам государственной власти и органам местного самоуправления организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль (надзор)

          Инспекция  подведомственных учреждений не имеет.

е) сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

Работы по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов Инспекцией не проводятся.

                                                 

Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

а) сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций)

 

Финансирование деятельности Инспекции осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных программой «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы на содержание органов исполнительной власти Приморского края в рамках отдельного мероприятия: «Повышение эффективности государственного управления в сфере градостроения и жилищно-коммунального хозяйства»:

- Руководство и управление в сфере установленных функций ОГВ Приморского края (исполнение 33 869,81 тыс. рублей);

- Расходы, связанные с исполнением судебных актов и решений налоговых органов (исполнение 358,00 тыс. рублей).

Кроме того, на финансирование мероприятия по сносу незаконных построек в целях сохранения объектов культурного наследия в 2017 году в рамках реализации Государственной программы Приморского края «Развитие культуры Приморского края на 2013-2020 годы» объем бюджетных ассигнований составил 3036, 38 тыс. рублей.

В связи с изменением сводной бюджетной росписи краевого бюджета произошло увеличение лимита бюджетных обязательств фонда оплаты труда за период-год 2017 с    32 835,53 тыс. рублей до 33 257,53 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходных обязательств в 2017 году составило 33 869, 81 тыс. рублей (1 полугодие – 14 587,98 тыс. рублей).

б) данные о штатной численности работников органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

 

На основании распоряжения от 30 июня 2015 года № 189-ра «О внесении изменений в распоряжение Администрации Приморского края от 31 октября 2012 года № 300-ра» произошло уменьшение штатной численности Инспекции.

На 01.01.2017 штатная численность Инспекции включает 38 единиц, из них на 01.01.2017 занятых – 33, на 01.01.2018 занятых  - 34.

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение надзорных функций – 31 (из них 1 - руководитель Инспекции, 1 - заместитель руководителя), занятых – 28 (Рис. 1).

 

в) сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

 

Все специалисты Инспекции, осуществляющие надзорные функции, имеют высшее профессиональное образование.

Обучение в 2017 году прошли 24 государственных служащих по 8 программам профобучения. По заявкам прошлых лет 1 сотрудник, включенный в заказ на дополнительное профессиональное образование в 2016 г., не прошедший обучение, прошел обучение в 2017 г.

В.1 Основные  направления  дополнительного  профессионального  образования государственных гражданских служащих Инспекции, прошедших обучение в 2017 году:

 

Таб. В.1-1

п/п

Основные направления дополнительного

профессионального образования

государственных гражданских служащих

Вид подготовки 

(профессиональная

 переподготовка, 

    повышение    

  квалификации,  

   стажировка)

Количество государственных

гражданских служащих Инспекции, прошедших обучение в рамках государственного заказа

2017 году (чел.)

1                     

Практика управления проектами

повышение квалификации

3

2                     

Управление государственными и муниципальными закупками (120 часов)

повышение квалификации

4

3                     

Деловой русский язык

повышение квалификации

4

4                     

Основы противодействия коррупции на государственной гражданской службе Российской Федерации (дистанционная форма)

повышение квалификации

1

5                     

Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (72 часа)

повышение квалификации

1

6                     

Эффективный специалист на государственной гражданской службе (18 часов)

повышение квалификации

6

7                     

Охрана труда (40 часов/дистанционная форма)

повышение квалификации

1

8                     

Основы наставничества (9 часов)

повышение квалификации (тренинг)

6

ИТОГО:

 

26

 

В.2 Количество  государственных  гражданских  служащих,  прошедших  обучение  в системе ведомственной профессиональной учебы составляет 100%. Внутриаппаратная  учеба  в  органах  исполнительной  власти  Приморского края организована в соответствии с поручением Губернатора Приморского края и проводится на основании утвержденных планов.  В систему внутриаппаратной учебы включены все государственные гражданские служащие Инспекции;

В.3 Количество  государственных  гражданских  служащих,  прошедших  обучение  в системе самообразования:

 

 

Таб. В.3-1

п/п

Форма и тема самообразования

 

Количество государственных

гражданских служащих Инспекции, прошедших обучение в 2017 году (чел.)

1

Изучение  государственным  служащим  нормативных правовых  актов, регламентирующих  исполнение

должностных обязанностей

33

2

Участие в конференциях, семинарах, тренингах

16

3

Самостоятельное  изучение  литературы,  передового отечественного опыта

33

4

Получение дополнительного образования

-

5

Выступления гражданских служащих в конференциях, семинарах

1

 

В.4 Результативность дополнительного профессионального образования, достижение конечной  цели  обучения  в  системе  дополнительного  профессионального  образования государственных гражданских служащих, указанных ими в индивидуальном плане:

Таб. В.4-1

п/п

Показатели результативности дополнительного профессионального образования

Количество государственных

служащих, достигших

результатов в 2017 году (чел.)

1                 

внедрение  в  практику  работы  государственного

гражданского служащего новых знаний с целью повышения качества профессиональной деятельности

29

2                 

включение  государственного  гражданского  служащего  в кадровый резерв на конкурсной основе

1

3                 

назначение  государственного  гражданского  служащего  на иную  должность  государственной  гражданской  службы  в порядке должностного роста на конкурсной основе

1

4                 

освоение новых профессиональных знаний и умений для участия  в  сдаче  квалификационного  экзамена  или успешного прохождения аттестации

4

5                 

включение  государственного  гражданского  служащего  в кадровый резерв по итогам аттестации

5

6                 

присвоение  государственному  гражданскому  служащему  очередного классного чина

10

 

г)  данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

 

Средняя нагрузка на одного работника в 2017 году:

   

Таб. Г-1

Показатели

2015

2016

2017

1         

количество поднадзорных строящихся объектов капитального строительства

20,7

35

41,8

2         

проведено проверок

92

91,6

91,1

3         

выдано заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (отказов)

5,4

4,78

7,6

4         

выдано предписаний об устранении нарушений

30

26

27,8

5         

выдано предостережений

0

0

0,3

6         

возбуждено дел об административных правонарушениях (составлено протоколов)

51

39,3

41,3

7         

вынесено постановлений

24

20,7

21,9

7.1

 - их них выдано предупреждений

1,15

2,24

3,7

8         

рассмотрено обращений граждан

30

36,22

37,0

 

д) численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

 

Финансирование на участие экспертных организаций и экспертов в проведении проверок на 2017 год не предусматривалось. Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю не привлекались.

 

 


Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

а) сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по соответствующим сферам деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям)[2]

 

За период 2017 года Инспекцией осуществлялись мероприятия по проведению регионального государственного строительного надзора на 731 объектах капитального строительства, а также мероприятия по контролю и надзору за соблюдением законодательства в области долевого строительства застройщиков на территории Приморского края на 356 объектах.

В ходе осуществления деятельности Инспекцией проведено 2368 проверок деятельности застройщиков (в соответствующем периоде 2016 г. – 2472, исполнение составило 96 %).

При осуществлении регионального государственного строительного надзора было проведено 2283 проверок объектов капитального строительства,  из которых, отделом за соблюдением требований пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при строительстве инспекции РСН и КДС Приморского края в 2017 году проведено 378 проверок объектов капитального строительства.

В рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий в области долевого строительства отделом контроля в области долевого строительства в рамках компетенции отдела было проведено 85 проверок[3].

 

Количество внеплановых проверок, проведенных в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ)  составило – 635 (472 - выездных, 165 - документарных). Из них 547 проверок проведено по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки; 77 - по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах; 11 – по иным основаниям, установленным законодательством РФ (проведено внеплановых проверок с особенностями реализации Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Проведено 2 плановых проверки, согласно утвержденному ежегодному плану проведения плановых проверок на 2017 год. Ежегодным планом проведения проверок на отчетный период было предусмотрено 2 проверки (реализация 100 %). 

Направлено в органы прокуратуры 16 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, из них получены отказы в проведении проверок в 12 случаях[4].

В отчетном периоде Инспекцией выдано 128 заключений о соответствии построенных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации(4 отказа) (в соответствующем периоде 2016 г. – 127 (2 – отказа), что в общей сумме составляет 102 % к показателям того же периода прошлого года, а также 32  заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 214-ФЗ от 30 декабря 2004г.(34-отказа).

 

В 2017 году Инспекцией активно велась работа по исполнению решений Президента РФ по оказанию поддержки гражданам, чьи права нарушены при строительстве многоквартирных жилых домов на территории Приморского края.

За истекший период постоянно действующей Комиссией рассмотрено 32 заявления граждан о включении в Реестр пострадавших, из них включено в указанный Реестр 19 человек и исключено 109 человек.

На сегодняшний момент на контроле оставлено 8 «проблемных» объектов капитального строительства - многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось привлеченными денежными средствами граждан, для решения проблем которых разработаны и утверждены планы-графики («дорожные карты»).

По итогам 2017 года планы-графики («дорожные карты») исполнены, по двум объектам строительства получены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию: «Жилой дом по ул. Славянская, 17 в г. Владивостоке. Блок-секция №7. 1-ая очередь строительства» и в г. Партизанске по ул. Семена Замараева, д. 20, корп. 1, также успешно реализуется Закон Приморского края № 30-КЗ «О поддержке граждан города Партизанска», выдано свидетельств 76 гражданам на общую сумму 59,4 млн.руб.

Для остальных граждан – соинвесторов, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, планируется завершение строительства
и сдача объектов – многоквартирных жилых домов в 2018 – 2019 годах.

Во 2 кв. 2018 запланирована сдача в эксплуатацию домов по ул.Кипарисовой, 2 и по ул.Зейской,10 в г. Владивостоке.

 

б) сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

 

Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю в 2017 году не привлекались. Финансирование участия в контрольной деятельности на 2017 год бюджетом субъекта  не предусмотрено.

 

в) сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

Из собранных сведений инспекцией определено, что 17.09.2017 г., на объекте капитального строительства «Микрорайон 71Б в г. Владивостоке. Жилой дом №33. Корректировка» велись работы по кладке наружных и внутренних стен на отм.+5,950, +8,950, +11,950, +14,950, заготовка арматурных каркасов для плиты перекрытия в арматурном цеху.

17.09.2017 г., в соответствии с графиком работы, у рабочего (бетонщика) субподрядной организации ООО «ПА-Строй» - ХХХ был выходной день. Однако в этот день ХХХ прошел на территорию стройки с целью забрать с собой инструмент для производства работ, поднялся на один из верхних этажей строящегося здания и около 12-00 часов упал в лифтовую шахту, получив травмы, не совместимые с жизнью.

 

Застройщиком (заказчиком) объекта является - ООО «Жилкапинвест»: ИНН 7714303772, ОГРН 1037714021883; дата регистрации: 20.03.2003, юр. адрес: ул. Садово – Кудринская, 11, стр.1, комн.419, 123242, г. Москва.

На основании договора строительного (генерального) подряда №03-10-2016ОКС от 03.10.2016 г. (Далее – Договор) генеральным подрядчиком по строительству объекта «Микрорайон 71Б в г. Владивостоке. Жилой дом №33. Корректировка» выступает ООО «Капитал-Строй», дата регистрации 19.04.2013, ИНН 2543025957, ОГРН 1132543008311, юр.адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Красного Знамени, 82В, оф.212.

Строительная организация, осуществлявшая комплекс общестроительных работ – ООО «ПА-Строй» на основании договора субподряда №07-12-2016 ОКС от 07.12.2016 г.

Следственным отделом по Ленинскому району г. Владивостока Следственного комитета РФ по Приморскому краю по данному факту проведена доследственная проверка в ходе которой установлено, что инструктаж работников проводился при трудоустройстве, а также непосредственно на стройке примерно раз в месяц, о чем имеются записи в книге инструктажа. Инструктаж проводился и с трудоустроенным по трудовому соглашению на должность «Бетонщик» ХХХ.

Анализируя обстоятельства, установленные проверкой сделан вывод, что в указанной ситуации, нарушения исполнения профессиональных обязанностей работодателя по соблюдению требований охраны труда не установлены, признаки уголовного преступления отсутствуют.

Постановлением Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю от 17.10.2017 г. в возбуждении уголовного дела по факту гибели Ли Ен Зун отказано в связи с отсутствием события преступления.

Вывод: Таким образом, по результатам проверочных мероприятий технической комиссией установлено, что причиной несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 17.09.2017 г. при строительстве объекта «Микрорайон 71Б в г. Владивостоке. Жилой дом №33. Корректировка» послужило нарушение работником ООО «ПА-Строй» - ХХХ требований п.1.3.7. инструкции по охране труда №1.3 ТИ РО-004-2003, проекта производства работ, раздела 6 «Проект организации строительства» утвержденной проектной документации Шифр 01 2 2015, разработанной ООО «ПСП-ДВ» в 2015 году, п. 6.1.7. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», п. 3.6. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», п.5 ст. 52 «Градостроительный кодекс РФ».

Косвенной причиной несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 17.09.2017 г. при строительстве объекта «Микрорайон 71Б в г. Владивостоке. Жилой дом №33. Корректировка» послужило нарушение ООО «Капитал-Строй» требований раздела 6 «Проект организации строительства» утвержденной проектной документации Шифр 01 2 2015, разработанной ООО «ПСП-ДВ» в 2015 году, п. 6.1.7. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», п. 3.6. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», п.5 ст. 52 «Градостроительный кодекс РФ», допустившего проникновение на территорию строительной площадки постороннего лица (сотрудника субподрядной организации ООО «ПА-Строй» - ХХХ), не задействованного в указанный день при производстве строительных работ, осуществляя не надлежащий контроль за состоянием условий труда на строительном объекте.

 

Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

 

а) сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям)[5]

 

По результатам проведенных проверок были достигнуты следующие показатели:

 - выдано 723 предписания об устранении выявленных нарушений (в соответствующем периоде 2016 г. – 695, исполнение 104 %) и 8 предостережений;

 - составлено 1075 протоколов, часть из которых была направлена в судебные органы (Мировые суды, Арбитражный суд Приморского края) и иные административные органы для рассмотрения по существу (в соответствующем периоде 2016 г. – 1060, исполнение составило 101 %);

- по результатам рассмотрения административных дел Инспекцией вынесено 570 постановлений о нарушении действующего законодательства на сумму 25,220 млн. руб. (в соответствующем периоде 2016 г. – 558 постановления на сумму – 28,448 млн.руб., исполнение 102 % /89 %), взыскано – 13,756 млн. руб. (в соответствующем периоде 2016 г. – 12,446 млн. руб., исполнение 111 %)[6]

Плановые назначения поступлений по администрируемым доходам Инспекции, принятые муниципальным правовым актом, установлены в размере 24,825 млн. рублей. Кассовое исполнение по доходам бюджета составило 25,212 млн. рублей, что соответствует 101,56 % от плановых назначений на 2017 год.

Из общего количества проведенных проверок, осуществляемых в рамках 294-ФЗ, в 331 случае были выявлены правонарушения. Выявлено правонарушений всего – 399.

По итогам проведения 312 проверок по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По результатам рассмотрения указанных дел наложено 160 административных наказаний (в том числе 14 предупреждений, 136 административных штрафа, 10 административных приостановлений деятельности).

Сумма наложенных штрафов в отношении должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в рамках 294-ФЗ составила 6 922 тыс. рублей, сумма взысканных штрафов составила 2 853 тыс. рублей[7].

 

б) сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

 

Кроме того, Инспекция активно участвует в повышении правовой грамотности населения, размещая информацию в средствах массовой информации (публичные выступления, интервью), в том числе Интернет пространстве (Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края – на странице Инспекции http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/offices/share-building-supervision/), оказывая бесплатную юридическую помощь[8], а также ежегодно организует тематические семинары для застройщиков (Тема: «Порядок выдачи заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным законодательством в области долевого строительства». Дата проведения: 22.12.2017.  Количественный состав – 57 участников. Тема: «Основные изменения законодательства в области регионального государственного строительного надзора  и контроля в области долевого строительства»).

 

в) сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля)

 

Помимо вышеперечисленного, Инспекцией осуществляется правовое обеспечение деятельности в соответствии с возложенными задачами и функциями.

В 2017 году было подготовлено и направлено 201  заявление в Арбитражный суд Приморского края для привлечения застройщиков (заказчиков, подрядчиков) к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. В работе находится в производстве 277 судебных дел,  рассматриваемых Арбитражным судом Приморского края, и  29 судебных дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, всего 306 дел. По заявлениям инспекции Арбитражный суд привлек к административной ответственности с наложением штрафа на общую сумму 5,4 млн.руб. Принято участие в 1273 судебных заседаниях. Применена мера административного приостановления деятельности по 10 делам.

По постановлениям Инспекции Мировыми судьями в пользу Инспекции было вынесено 202 решения, из них о привлечении к административной ответственности 172 на сумму 7,9 млн. рублей, о применении предупреждения – 25.[9]

Инспекцией ведется работа по истребованию задолженности по административным делам в принудительном порядке. В 2017 году на принудительное исполнение в УФССП, а также в УФК (в отношении бюджетных организаций) было направлено  53  постановления  о наложении административного штрафа (в 2016 г. – 50 постановлений).[10]

В 2017 году работа Инспекции характеризуется результативной и эффективной деятельностью в рамках исполняемых полномочий.


Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля[11]

 

Инспекция является участником реализации государственной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая была утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Срок реализации программы - до 2025 года. Ключевые цели программы — снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций.

Решением проектного комитета по основному направлению стратегического развития приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 1 ноября 2016 г. № 2 в рамках данного направления определены 8 приоритетных проектов:

1) внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;

2) создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

3) внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;

4) повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях;

5) систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований;

6) внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;

7) внедрение системы предупреждения, мониторинга и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;

8) автоматизация контрольно-надзорной деятельности.

Одним из основных направлений данной реформы является внедрение риск-ориентированного подхода, правовая основа для которого заложена статьей 8.1 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

В рамках реализации «дорожной карты», сформирована необходимая нормативно-правовая база для работы по приоритетной программе по реформированию контроля и надзора. В частности, приняты документы, регламентирующие переход на риск-ориентированный подход, оценку эффективности контрольно-надзорной деятельности, профилактику нарушений. Административные регламенты Инспекции приведены в соответствие требованиям закона, также принят локальный правовой акт (приказ), которым урегулирована работа Инспекции при осуществлении РГСН с учетом применения риск-ориентированного подхода.

Для реализации целей реформирования контрольно-надзорной деятельности значительное место в работе контрольно-надзорных органов должно занять проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований. Ведь главный результат реформы – это изменение философии контроля. Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований включена в понятие государственного контроля (надзора), содержащееся в статье 2 Федерального закона № 294-ФЗ. Указанные изменения выводят профилактическую работу на одно из первых мест при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, смещения акцента на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

Таким образом, вектор осуществления полномочий инспекции в части мероприятий по надзору (контролю) направлен на профилактику нарушения обязательных требований законодательства. И это подтверждает следующее:

 - При росте количества постановлений, в сравнении с прошлым годом (102%), произошло снижение количества постановлений о наложении административного штрафа (95%), так как на практике стал чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение (170%).[12]

Это обусловлено частью 3 ст. 3.4 КоАП РФ, а также внесенными изменениями в ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ - возможностью применения мер административного наказания в виде предупреждения взамен административного штрафа за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда.

Так же, одним из основных направлений профилактики нарушения обязательных требований – это выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ю/л и ип. Это новый документ для хозяйствующих субъектов, требующий дополнительного внимания. Эта новелла законодательства, так же имеет практическое применение в работе инспекции. За 2017 год Инспекцией вынесено 8 предостережений (в прошлом году эта мера не применялась).

 

Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

а) выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

 

Анализ деятельности Инспекции за 2017 год позволяет сделать вывод, что государственный надзор в установленных сферах деятельности осуществляется органом регионального государственного надзора достаточно эффективно, о чем свидетельствуют в том числе:

-        высокая степень загруженности должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора;

-        отсутствие нареканий на качество вводимых в эксплуатацию объектов капитального строительства;

-        отсутствие массовых нарушений прав участников долевого строительства;

-        выполнение плана проверок в области долевого строительства – 100%.

 

Необходимо отметить значительно возросшую нагрузку на специалистов отдела в области долевого строительства, в том числе по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве «проблемных» объектов на территории Приморского края.

С 2013 года количество застройщиков, привлекающих денежные средства граждан в соответствии с законодательством о долевом строительстве возросло в 2 раза.

Для эффективного осуществления государственного строительного надзора на территории Приморского края, исходя из количества поднадзорных объектов, загруженности 1 работника, а также, из ориентировочных затрат времени на проведение проверок ввиду удаленности поднадзорных объектов, согласно приказу Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации», численность инспекторского состава, выполняющих функции по осуществлению государственного строительного надзора, а также надзора за соблюдением требований пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при строительстве, необходимо увеличить с 24 до 28 человек.

Для эффективного осуществления контроля и надзора в области долевого строительства  исходя из количества поднадзорных объектов, загруженности 1 работника, численность инспекторского состава, выполняющих функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства, необходимо увеличить.

Необходимое увеличение численности по инспекции:

Должность

Кол-во

Ед

заместитель начальника отдела

2

Чел.

главный консультант

3

Чел.

ведущий консультант

2

Чел.

консультант

4

Чел.

ИТОГО:

11

Чел.

Увеличение штатной численности позволит эффективно осуществлять возложенные государственные задачи по региональному государственному строительному надзору и контролю в области долевого строительства.

А именно:

-        Качество жизни граждан будет повышаться в соотношении с безопасностью и комфортностью объектов капитального строительства, где Инспекцией осуществляется региональный государственный строительный надзор.

-        Значительно повысится уровень обеспечения гарантий защиты прав, законных интересов и имущества граждан - участников долевого строительства, где инспекцией реализуется государственная функция контроля в области долевого строительства.

 

б) предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности

 

Предложения отсутствуют.

 

в) иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

 

Предложения отсутствуют.

 

 

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

 

Показатели

 

Единицы

измерения

Значения

показателей

контроля

2015 г

Значения

показателей

контроля

2016 г

Значения

показателей

контроля

2017 г

Оценка эффективности

Причины отклонений (более 10%)

выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок)

%

100

100

100

0

 

доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений)

%

62,5

76,2

75

-1,2

 

доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок)

%

0

0,3

0

-0,3

 

доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок)

%

0

0

0

0

 

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю

%

92,4

92,1

61,9

-30,2

 

доля проведенных внеплановых проверок (в процентах общего количества проведенных проверок)

%

98 (30,5[13])

99,5 (24,112)

99,7 (26,812)

0,2 (2,7)

 

доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок)

%

97

99,2

99

-0,2

 

доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок)

%

12

3,5

8,5

5

 

доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

%

53

53,7

52

-1,7

 

доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения)

%

100

99,7

94,3

-5,4

 

доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)

%

38

32,2

34,3

2,1

 

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц);

%

13,7

8,6

13,3

4,7

 

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц)

%

0,9

0

0

0

 

количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)

количество

2

1

1

0

 

доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах от общего числа выявленных правонарушений)

%

46,5

56,5

81,45

24,95

 

 



[1]См. рис. 1  - Структура инспекции (стр. 10)

[2] См. Приложение 1 Таб. А-1  - Сведения о проведенных проверках по осуществлению государственного контроля (надзора) и о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям) за период 2017 года;

[3]  См. Приложение 2 Таб. А-2 - Отчет по итогам работы отделов инспекции РСН и КДС по ПК за 2017 год;

[4] См. - Сведения по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора)» за 2017 год.

 

[5] См. Приложение 1 Таб. А-1  - Сведения о проведенных проверках по осуществлению государственного контроля (надзора) и о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям) за период 2017 года;

[6]  См. Приложение 2 Таб. А-2 - Отчет по итогам работы отделов инспекции РСН и КДС по ПК за 2017 год ;

[7] См. - Сведения по форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора)» за 2017 год.

[8]    См. Приложение 3 Таб. Б-1 – Оказание бесплатной юридической помощи

[9]    См. Приложение 4 Таб. В-1

[10]   См. Приложение 4 Таб. В-2

[11] См.  Приложение 5 Таб. - Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

[12] См. Приложение 1 Таб. А-1  - Сведения о проведенных проверках по осуществлению государственного контроля (надзора) и о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям) за период 2017 года

 

[13] С учетом проверок, связанных с осуществлением государственного строительного надзора на основании извещений от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, извещений об устранении нарушений, об окончании строительства, а также программы проверок, разработанной органом государственного строительного надзора, проведенных в соответствии с требованиями,  установленными п.п. а п.2 и пп. а  п. 3  ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и РД-11-04-2006.

                       

Приложения

 

Отчет об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по форме федерального статистического наблюдения № 1 - контроль за 2017 год (отчет представлен в электронном виде посредством федеральной статистической информационной системы ИС «Мониторинг»)

 

 

 

Руководитель инспекции                                                                                                                                     М.А. Заиченко