Владимир Миклушевский: Турпоток в Приморье вырос в семь раз за последние пять лет

6 Сентября 2017 09:00

Губернатор Приморского края в рамках ВЭФ-2017 рассказал ТАСС о том, как в регионе принимают туристов, о будущем острова Русский, и какие инвестпроекты самые привлекательные для иностранных партнеров.

Приморье привлекает внимание всей страны смелыми инвестпроектами и успешными бизнес-историями. Регион лидирует по числу заявок от желающих получить "дальневосточный гектар", а инвесторов манят возможности экспорта через транспортные коридоры, рыбный кластер и выгоды создания производств на территориях опережающего развития. Подробно об этом, а также о создании центра протонной медицины для лечения онкозаболеваний и обновлении базы Дальневосточного федерального университета рассказывает в эксклюзивном интервью ТАСС Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.

– Форум только начинается и, естественно, первый вопрос: какие задачи ставит перед собой Приморский край на третьем Восточном экономическом форуме?

– У нас, на мой взгляд, три основные задачи. Первая – сугубо практическая – продемонстрировать потенциальным инвесторам уже реализующиеся возможности, которые мы можем им предоставить. Говоря о возможностях, я имею в виду два новых закона: о Свободном порте "Владивосток" и о территориях опережающего развития (ТОР). Уже виден большой, неподдельный интерес к участию в этих масштабных проектах со стороны и российских инвесторов, и иностранных. Так, я вчера встречался со многими нашими высокопоставленными иностранными гостями, среди них президент Монголии, например, которого, действительно, это интересует. Иностранным партнерам интересны наши транспортные коридоры, потому что они собираются именно через Приморье экспортировать свои грузы.

Во-вторых, нам необходимо показать, какие проекты уже реализуются. Это важно для привлечения новых инвесторов, потому что заинтересовать их и показать потенциал региона можно за счет "историй успеха", и у нас такие истории есть. Среди них реализованные проекты свинокомплексов компании "Мерси трейд", свиноводческий комплекс и предприятие по производству комбикормов "Русагро-Приморье" в ТОР "Михайловский". Последний проект, кстати, станет одним из крупнейших в России, и, я думаю, во всем мире – 700 тысяч голов единовременного содержания свиней – это внушительный показатель. Назову только одну цифру - производство свинины увеличится в 12 раз после запуска всех мощностей предприятия.

Отдельного внимания заслуживает завод "Звезда", где после 8 сентября будет произведена закладка четырех кораблей. Предприятие уже действует, и мы по праву считаем его одним из наших наиболее успешных проектов.

И наша третья задача, но не менее важная, заключается в том, чтобы продемонстрировать туристический потенциал Приморья. Тот факт, что поток туристов в регион за последние 5 лет возрос в 7 раз, говорит о том, что наш огромный, притягательный край действительно интересует людей. Чтобы сделать Приморье еще более интересным, мы прорабатываем новые туристические маршруты, в том числе и вместе с туроператорами. Реализуем культурные проекты федерального масштаба: например, не так давно мы при участии Валерия Гергиева мы открыли Приморскую сцену Мариинского театра. Ведутся работы по созданию филиала музея Эрмитаж. Буквально вчера у меня была встреча с Владимиром Гусевым, где мы обсуждали возможность открытия филиала Русского музея, для которого у нас уже подобрано здание и составлено техническое задание на его реконструкцию. Помещение мы нашли и скоро подготовим для открытия филиала Третьяковской картинной галереи, соглашение о создании которого уже подписано. В октябре при спонсорской поддержке Ингосстраха будет организована первая экспозиция, а сегодня, в рамках ВЭФ, к нам привезена всемирно известная картина Исаака Левитана "Март". Все помнят это полотно по иллюстрациям в школьных учебниках, а сейчас участники форума могут увидеть оригинал, который редко выставляется где-то кроме стен Третьяковки.

– Наверняка филиалы известнейших российских музеев станут популярны среди иностранных туристов, которые приезжают в регион. Кстати, какова судьба круизного маршрута, который был создан между Приморьем и Южной Кореей? Его используют корейские туристы для посещения края?

– Да, наш маршрут, на котором работает компания DBS Cruise Ferry, работает. Точнее сказать, возобновил свою работу после того, как мы вместе с корейскими коллегами приложили немало усилий. Если не ошибаюсь, до конца года у нас планируется 14 заходов круизных судов, в том числе из Кореи и Японии, в порты края. Напомню, что еще несколько лет назад подобные суда заходили к нам один – два раза в год.

– Вы сказали, что для привлечения новых инвесторов нужно показать, что уже сделано, продемонстрировать "истории успеха". Появятся ли подобные истории после третьего ВЭФ? Сколько соглашений, с кем и на какую сумму вы намерены подписать?

– На первом Восточном форуме мы подписали соглашения на 100 млрд рублей, на втором форуме сумма инвестиций в край по подписанным соглашениям составила 200 миллиардов рублей. Сейчас о том, каким станет эта цифра по итогам этого форума, я не могу сказать, по итогам работы всех трех дней работы мы обязательно подведем итоги. Например, с "Русагро-Приморье" мы планируем подписать соглашение по созданию молочных животноводческих комплексов – это только один проект.

– Традиционно ВЭФ проходит на острове Русский, концепция развития которого была принята недавно. Нам известно, что сейчас уже идут активные переговоры с инвесторами, в том числе речь идет о привлечении китайских инвесторов. Как вы расцениваете стратегию, как будет администрация Приморского края участвовать в ее реализации и когда ожидается старт наиболее знаковых проектов?

– Мы принимали непосредственное участие в создании этой концепции. Это наша совместная концепция с правительством РФ. Основная суть в том, чтобы оградить остров от любых вредных производств и пресечь возможность их создания на его территории – такая задача была изначально поставлена президентом страны. На острове Русский упор будет сделан на развитие наукоемкого производства и образования. Вы знаете, что уже действует и принимает студентов со всего мира Дальневосточный федеральный университет – самое крупное и сильно учебное заведение на Дальнем Востоке. В прошлом году открылся океанариум, который является крупнейшим научно-образовательным центром, в котором изучается поведение рыб и морских животных.

Если говорить о будущих проектах, то наиболее приоритетна для острова ядерная медицина. В дни форума мы подпишем соглашение о совместной работе в этом направлении с "Росатомом". Уже можно с уверенностью говорить, что это соглашение не останется на бумаге, потому что нами уже разработан и опубликован на официальном сайте правительства региона концессионный договор по созданию Центра ядерной медицины. Работа над документом велась три года, мы согласовали все параметры, и сейчас речь идет о производстве такого серьезного оборудования как циклотрон, лаборатория радиофармпрепаратов, установка еще одного ПЭТ-сканнера. Первый в Приморье ПЭТ-сканер, радиофармпрепараты для которого мы привозим из Хабаровска, установлен в ДВФУ, и с его помощью уже обследовано 1200 человек.

Предполагаемая мощность нового центра – примерно 6 тысяч больных в год. Кроме того, с нашими японскими коллегами мы обсуждаем создание на острове Русский центра протонной медицины – это альтернативный способ лечения онкологических заболеваний, высокоточный, наиболее лояльный к пациенту, так как воздействует на ткани только раковой опухоли, не убивая клетки здоровых тканей.

Разумеется, реализация этих проектов потребует строительства новых корпусов на острове Русский, и оба центра будут встроены в систему ДВФУ, чтобы мы имели возможность подключать в работе в них студентов и преподавательский состав.

– Вы упомянули в начале беседы про вчерашнюю встречу с президентом Монголии, которая, как и многие иностранные партнеры заинтересованы в поставках грузов через Приморье. Поэтому нельзя не спросить о том, как сегодня реализуются проекты транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2"?

– Переговоры о развитии этих проектов сегодня вышли уже на уровень переговоров глав государств, сейчас речь идет об их расширении. Мы сегодня закончили небольшой участок в обход города Артем. Сейчас идут работы на участке до Большого Камня. Он будет закончен к 2020 году, и мы приступаем к проектированию третьего участка. При этом новые участки транспортного коридора будут сделаны из бетона, то есть это будет долговечная четырехполосная дорога, которая сможет выдерживать больше грузов, и первый капитальный ремонт которой потребуется не раньше, чем через 25 лет.

Кроме этого, РЖД начало реконструкцию Находкинского транспортного узла, который сопряжен с автодорогой. Мы ведем переговоры с китайскими коллегами на предмет привлечения инвестиций, чтобы быстрее реализовать проекты и иметь возможность работать на втором и третьем участках одновременно. Разумеется, если договоренности будут достигнуты, то средства инвестор постепенно сможет вернуть. Но о сроках, в которые мы сможем привлечь китайских партнеров, я бы пока не стал говорить, по крайней мере до окончания форума.

– А есть ли интерес со стороны инвесторов к рыбному кластеру Приморья, которые эксперты называют одним из самых перспективных для региона?

– Да, интерес есть. C японским исследовательским институтом Номура мы два года назад разработали концепцию рыбного кластера. После исследования целого ряда площадок выбор был сделан: основной площадкой проекта стала бухта Суходол, а альтернативной площадкой – мыс Назимова. Мыс Назимова отличается высокой степенью готовности транспортной инфраструктуры, там есть причальная стенка, подъездные пути железнодорожные, стоят производственные корпуса – можно ставить оборудование и начинать работать. В бухте Суходол работать инвесторам придется фактически с нуля, но интерес к работе в рамках приморского рыбного кластера есть и у российских инвесторов, и у корейских.
С японскими коллегами продолжаем работать над созданием рыбного рынка на Корабельной набережной, который сходит в план развития города Владивостока. Не исключаем на данный момент, что рынок вполне может стать частью рыбного кластера на полуострове Назимова – это было бы логично: часть рыбы направлять на переработку, а часть продавать компаниям и рядовым потребителям.

– Недавно в интервью с Трутневым поднимался вопрос привлечения туристов. Процесс ограничивается тем, что портовая инфраструктура не готова принимать круизные лайнеры, а иногда и обычные корабли. Юрий Трутнев говорил о том, что готов даже внести соответствующие изменения в закон, чтобы расторгать договоры с недобросовестными пользователями, которые арендуют прибрежную зону.

– Там речь шла немного о другом: говорилось о структуре, которая владеет причальными стенками рыбных портов и сдаёт их в аренду частникам. К ним были большие претензии. Сейчас сложности устранены и договоры с арендаторами заключены.

Проблема была в том, что эта организация собирала большие деньги, но ничего не вкладывала в инфраструктуру.

Что касается круизных лайнеров, то, чтобы принимать ещё более крупные суда, чем Владивосток принимает сегодня, требуется дноуглубление. Этот вопрос обсуждался, но пока не решен. И мы работаем в тех условиях, которые есть. Сделать всё сразу невозможно. Тем не менее, мы увеличили число заходов круизных судов с двух до четырнадцати. Считаю, что это хороший показатель и его можно наращивать и при существующих глубинах. Можно совершенствовать все до бесконечности, но нужно уметь работать в имеющихся условиях.

– Вы почувствовали эффект от введения электронных виз?

– Сразу его почувствовать нельзя, поэтому давайте поживем полгода, пока поток нарастет. Но я уверен, что это принесет свои плоды. На сегодняшний день уже выдано более 200 электронных виз. Пока срок пребывания по электронной визе – 8 дней. Чаще всего туры семидневные, и мы сделали 8 дней с учетом дня приезда. Потенциально срок можно расширять – этот вопрос уже поднимали наши визави и зарубежные контрагенты.






VLADIMIR MIKLUSHEVSKIY: THE TOURIST FLOW IN PRIMORYE GREW FOR SEVERAL TIMES FOR THE LAST FIVE YEARS

The Governor of the Primorskiy Territory within the framework of the EEF-2017 told TASS how the region welcomes tourists, the future of the Russkiy Island, and what investment projects are most attractive for foreign partners.

Primorye attracts attention of the whole country with ambitious investment projects and successful business stories. The region is leading in terms of the number of applications from those wishing to receive the “Far Eastern hectare”, and investors are beckoning for export opportunities through transport corridors, a fish cluster and the benefits of creating industries in the areas of advanced economic growth. The Governor of the Primorskiy Territory Vladimir Miklushevskiy tells in details about this, as well as about the creation of a proton medicine center for the treatment of cancer diseases and the renewal of the Far Eastern Federal University base in the new exclusive interview with TASS.

- The forum has just begun and, of course, the first question is: what tasks does Primorskiy Territory set for itself at the Third Eastern Economic Forum?

- We, in my opinion, have three main tasks. The first - purely practical – is to demonstrate to potential investors the already realizing opportunities that we can provide them. Speaking about the possibilities, I mean two new laws: the Freeport Vladivostok and the territories of advanced economic growth (TAEGs). There is already a great, genuine interest in participating in these large-scale projects on the part of both Russian and foreign investors. Thus, yesterday I met with many of our high-ranking foreign guests, among them there was the President of Mongolia who, in fact, is interested in this. Foreign partners are interested in our transport corridors, because they are going to export their cargo through Primorye.

Secondly, we need to show which projects are already being implemented. This is important for attracting new investors, because it is possible to interest them and show the potential of the region through “success stories”, and we have such stories. Among them there are the implemented projects of the Mercy Trade pig complexes, the pig-breeding complex and mixed fodder enterprise of Rusagro-Primorye in Mikhailovskiy district. The last project, by the way, will become one of the largest in Russia, and, I think, in the whole world - 700 thousand pigs of simultaneous yarding - this is an impressive indicator. I will only mention one figure - the production of pork will increase 12 times after the launch of all capacities of the enterprise.

The plant “Zvezda” deserves special attention, after September, 8 the laying of four ships will be made there. The enterprise is already operating, and we rightly consider it to be one of our most successful projects.

And our third task, but no less important, is to demonstrate the tourist potential of Primorye. The fact that the flow of tourists to the region over the past 5 years has increased 7-fold, suggests that our huge, attractive territory really interests people. To make Primorye even more interesting, we are working on new tourist routes, also together with tour operators. We are implementing cultural projects of federal scale: for example, not long ago, with the participation of Valery Gergiev, we opened the Primorye Stage of Mariinskiy Theater. We are working on the opening of a branch of the Hermitage Museum. Just yesterday I had a meeting with Vladimir Gusev, where we discussed the possibility of opening a branch of the Russian Museum, for which we have already picked up the building and drafted a technical task for its reconstruction. We found the place and will soon be ready to open a branch of the Tretyakov Picture Gallery, an agreement on the creation of which has already been signed. In October with the sponsorship of Ingosstrakh the first exposition will be organized, and today, in the framework of the EEF, the world-famous picture of Isaak Levitan “March” is brought to us. Everyone remembers this canvas on illustrations in school textbooks, and now the forum participants can see the original, which is rarely exhibited somewhere other than the walls of the Tretyakov Gallery.

- Surely the branches of the most famous Russian museums will become popular among foreign tourists who come to the region. By the way, what is the fate of the cruise route that was created between Primorye and South Korea? Is it used by Korean tourists to visit the region?

- Yes, our route, which operates the company DBS Cruise Ferry, is working. More precisely, it resumed its work after we, together with our Korean colleagues, made a lot of efforts. If I’m not mistaken, by the end of the year 14 cruise ship calls to the ports of the region are planned, including those from Korea and Japan. Let me remind you that a few years ago such vessels came to us once or twice a year.

- You said that to attract new investors you need to show what has already been done, to demonstrate “success stories”. Will such stories appear after the third EEF? How many agreements, with whom and for what amount do you intend to sign?

- At the first Eastern forum we signed agreements for 100 billion rubles, at the second forum, the amount of investments in the region under the signed agreements amounted to 200 billion rubles. Now about what this figure will become by the results of this forum, I cannot say, based on the results of all three days of work, we will certainly sum up. For example, with Rusagro-Primorye we are planning to sign an agreement on the creation of dairy cattle-breeding complexes - this is only one project.

- Traditionally, the EEF takes place on the Russkiy Island, the concept of its development was adopted recently. We know that there are already active negotiations with investors, including the involvement of Chinese investors. How do you assess the strategy, how will the Primorskiy Territory administration participate in its implementation and when the most important projects are expected to start?

- We took a direct part in the creation of this concept. This is our joint concept with the government of the Russian Federation. The main thing is to protect the island from any harmful industries and to prevent the possibility of their creation on its territory - this task was originally set by the president of the country. On the Russkiy Island emphasis will be placed on the development of knowledge production and education. You know that the Far Eastern Federal University - the largest and most powerful educational institution in the Far East – is already operating and accepting students from all over the world. Last year the Oceanarium was opened, which is the largest scientific and educational center in which the behavior of fish and marine animals is studied.

If we talk about future projects, then nuclear medicine is the most important for the island. During the forum we will sign an agreement on joint work in this direction with Rosatom. It can already be said with certainty that this agreement will not remain on paper, because we have already developed and published on the official website of the regional government a concession agreement for the establishment of the Nuclear Medicine Center. Work on the document has been conducted for three years, we agreed on all the parameters, and now we are talking about the production of such serious equipment as the cyclotron, the laboratory of radiopharmaceuticals, the installation of another PET scanner. The first in Primorye PET scanner, radiopharmaceuticals for which we bring from Khabarovsk, is installed in FEFU, and with its help 1200 people have already been examined.

The estimated capacity of the new center is approximately 6,000 patients per year. In addition, with our Japanese colleagues we are discussing the creation of a Russian center for proton medicine on the island. This is an alternative way to treat cancer, highly accurate, most loyal to the patient, as it affects the tissues of only a cancerous tumor without killing cells of healthy tissues.

Of course, the implementation of these projects will require the construction of new buildings on the Russkiy Island, and both centers will be built into the FEFU system so that we can connect students and teaching staff to work in them.

- You mentioned at the beginning of the conversation about yesterday's meeting with the President of Mongolia, which, like many foreign partners is interested in the transition of goods through Primorye. Therefore, we cannot help asking how the projects of the transport corridors Primorye-1 and Primorye-2 are being implemented today?

- Negotiations on the development of these projects have now reached the level of negotiations between the heads of state, now they are about expanding them. Today we have finished a small area around the city of Artem. Now there are works on the site before Bolshoi Kamen. It will be completed by 2020, and we proceed to design the third site. At the same time new sections of the transport corridor will be made of concrete, it will be a durable four-lane road that will be able to withstand more cargo carriers, and the first major repair of which will take no more than 25 years.

In addition, Russian Railways began the reconstruction of the Nakhodka Transport Hub, which is connected with the highway. We are negotiating with Chinese counterparts to attract investment, to implement projects faster and to be able to work on the second and third sites simultaneously. Of course, if agreements are reached, then the investor can gradually return the funds. But about the time frame in which we will be able to attract Chinese partners, I would not say at least until the end of the forum.

- Is there any interest on the part of investors to the fish cluster of Primorye, which experts call one of the most promising for the region?

- Yes, there is interest. With the Japanese research institute Nomura, two years ago we developed the concept of a fish cluster. After the study of a number of sites, the choice was made: the main site of the project was Sukhodol Bay, and the alternative site - Cape Nazimova. Cape Nazimova has a high degree of readiness of the transport infrastructure, there is a quay wall, railroad access roads, there are production buildings - you can put the equipment and start working. In the bay Sukhodol investors will have to work practically from scratch, but interest in work in the Primorye fish cluster is available both for Russian investors and for Korean investors.

We continue to work with Japanese colleagues to create a fish market on the Ship Embankment, which goes down in the development plan of the city of Vladivostok. We do not exclude at the moment that the market may well become a part of the fish cluster on the Nazimova Peninsula - it would be logical: part of the fish is sent for processing, and some are sold to companies and ordinary consumers.

- Recently in an interview with Trutnev the issue of attracting tourists was raised. The process is limited to the fact that the port infrastructure is not ready to accept cruise liners, and sometimes even conventional ships. Yuriy Trutnev said that he was ready even to make appropriate changes to the law in order to terminate contracts with unscrupulous users who rent the coastal zone.

- It was a little bit different: it was said about the structure that owns the quay walls of fishing ports and leases them to private traders. There were big claims to them. Now the difficulties are eliminated and contracts with tenants are concluded.

The problem was that this organization collected a lot of money, but did not invest in infrastructure.

As for cruise liners, to take even larger vessels than Vladivostok takes today, dredging is required. This issue was discussed, but has not yet been resolved. And we work in the conditions that exist. It's impossible to do everything at once. Nevertheless, we increased the number of cruise ship calls from two to fourteen. I think that this is a good indicator and it can be increased even at existing depths. You can improve everything indefinitely, but you need to be able to work in the existing conditions.

- Did you feel the effect of the introduction of electronic visas?

- Immediately it cannot be felt, so let's live for six months until the flow increases. But I'm sure that it will bear fruit. To date, more than 200 electronic visas have been issued. So far, the duration of stay on an electronic visa is 8 days. Most of the tours are seven days, and we did 8 days with the day of arrival. Potentially, the term can be extended - this issue has already been raised by our counterparts and foreign counterparts.