Более 60 тысяч пассажиров планируют перевозить в Приморье малой авиацией к 2021 году. АНАЛИТИКА

11 Октября 2017 15:00

В настоящее время малой авиацией в Приморье ежегодно пользуются не менее 30 тысяч человек. Тогда как еще несколько лет назад приморцы не имели возможности путешествовать по краю по воздуху. О том, как сегодня развиваются авиаперевозки внутри Приморья, – в аналитике на www.primorsky.ru.

Сегодня развитие малой авиации – один из приоритетов краевой власти. В регионе, где расстояние между крайними южной и северной точками составляет 900 километров, вопрос повышения транспортной доступности районов всегда актуален.

Приморский край достаточно развит с точки зрения дорожной сети. Во все районы, куда сегодня летает малая авиация, можно доехать наземным транспортом. Однако, если речь идет о севере Приморья, это занимает шесть-семь часов на машине, а на автобусе еще дольше – не менее 10. Кроме того, транспортная доступность оказывается под сомнением, когда в край приходит стихия, а это довольно частое для региона явление – в результате наводнений водой отрезает поселения и целые муниципалитеты.

А раньше-то летали…

Малая авиация зародилась в Приморском крае 85 лет назад – летом 1932 года на аэродром, расположенный на Второй Речке, приземлился самолет, доставивший трех пассажиров из Хабаровска.

В советские годы сеть местных воздушных линий связывала с Владивостоком не только крупные промышленные центры, но и отдаленные населенные пункты северных районов Приморья, где проживает 18% жителей края. Наиболее развитым авиационное сообщение в крае было в период 70-80-х годов прошлого века.

IMG_9709.jpg

Местные пассажирские авиаперевозки выполнялись воздушными судами авиакомпании ОАО «Владивосток Авиа». В Пластун и Кавалерово раз в неделю летал Як-40, а МИ-8 – в Амгу, Максимовку, Усть-Соболевку, Светлую, Единку, Самаргу, Агзу из Тернея в зимнее время три раза в неделю, в летнее – четыре. Для справки, в 1990 году объем внутрикраевых пассажирских перевозок составил около 170 тысяч человек.

Но, начиная с 2010 года, ситуация изменилась, не в лучшую сторону. Пассажиропоток на местных линиях сократился в 20 раз, уменьшилось количество аэропортов.

С 2014 года пассажиропоток на внутрикраевых авиамаршрутах увеличился более чем в 10 раз, с 2,7 тысяч пассажиров до более 30 тысяч в 2016-м. Карта полетов растянулась с самого юга Приморья – Преображения – до самой северной точки – Агзу

Снизилась и платежеспособность населения. Как объясняют специалисты департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, потребность в перевозках сохранялась, но пассажирами являлись, как правило, сельские жители со средними и низкими доходами. При этом себестоимость перевозки пассажиров на местных воздушных линиях существенно выше перевозок на магистральных линиях, что привело к неуклонному сокращению перевозок в этом сегменте рынка.

На снижение спроса повлияла и переориентация пассажиров на другие виды транспорта и увеличение количества личного автотранспорта. Более того, сокращение объемов перевозок на местных линиях само по себе увеличило их себестоимость, так как увеличилась доля общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Ужесточение требований по сертификации аэродромов и аэропортов и ужесточение требований безопасности на местных линиях также негативным образом отразилось на себестоимости перевозок.

Общесистемный кризис гражданской авиации привел к значительному сокращению сети местных воздушных линий, объемов авиатранспортной работы. С 2013 года пассажирские авиарейсы по краю обслуживала единственная компания – «Дальнереченск Авиа». Инфраструктура перевозок на местных воздушных линиях деградировала. Для ее восстановления требовались серьезные инвестиции.

Первым делом – самолеты

Переломным моментом в отрасли стало принятие краевой государственной программой «Развитие транспортного комплекса в Приморском крае на 2013-2021 годы».

В Приморье было создано краевое государственное унитарное авиационное предприятие «Пластун Авиа», основными задачами которого являются приобретение воздушных судов, финансовое обеспечение их обслуживания, контроль их эксплуатации, строительство, реконструкция, ремонт и содержание посадочных площадок, обеспечение безопасности, а также перспективное развитие авиационных перевозок и обеспечение медицины вертолетами санитарной авиации.

В конце 2014 года на внутрикраевые маршруты вышли два новых современных самолета DHC-6 Twin Otter 400 канадского производства, которые приобрели за счет средств краевого бюджета

IMG_2897.jpg

Данная модель воздушного судна была выбрана потому, что оптимально подходит к условиям эксплуатации, особенно на севере края. Исходили из трех основных критериев: обеспечение высокого уровня безопасности полетов в условиях труднодоступной гористой местности, возможность использовать уже существующую сеть аэродромов и посадочных площадок, максимальная экономическая эффективность. По всем этим критериям DHC-6 имеет наилучшие показатели по сравнению с конкурентами.

В 2016 году парк приобретенных за краевые средства воздушных судов пополнился еще одним «канадцем». Сегодня на балансе «Пластун Авиа» находятся три самолета DHC-6, два вертолета санитарной авиации Eurocopтer AS 350 и 13 посадочных площадок – Агзу, Амгу, Единка, Кавалерово, Максимовка, Пластун, Самарга, Светлая, Терней, Усть-Соболевка, Дальнегорск, Дальнереченск, Преображение.

По Приморью на «воздушном такси»

С 2014 года пассажиропоток на внутрикраевых авиамаршрутах увеличился более чем в 10 раз, с 2,7 тысяч пассажиров до более 30 тысяч в 2016-м. Карта полетов растянулась с самого юга Приморья – Преображения – до самой северной точки – Агзу. 

В настоящее время на современных самолетах DHC-6 авиакомпания «Аврора» выполняет рейсы из Владивостока в Кавалерово, Пластун, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение, Терней, из Тернея – в Амгу, Светлую, Единку и обратно, а также из Кавалерово в Хабаровск и обратно.

2.jpg

Еще два воздушных судна закрывают север края: самолетом АН-2 приморцы могут воспользоваться для передвижения по маршруту Дальнереченск–Олон–Охотничий–Единка–Самарга и обратно. А вертолет Ми-8 летает по направлениям: Терней–Амгу–Максимовка–Усть-Соболевка–Светлая–Агзу и Терней–Амгу–Максимовка–Усть-Соболевка–Светлая–Единка–Самарга и обратно. Рейсы на АН-2 и МИ-8 выполняет авиакомпания «Дальнереченск Авиа».

За восемь месяцев 2017 года обе авиакомпании обслужили на внутрикраевых воздушных линиях 27 680 человек. Это всего на 2,5 тысячи меньше, чем за весь прошлый год. С января по август на внутрикраевых рейсах DHC-6 перевезено 24 426 пассажиров, самолетом АН-2 – 488, вертолетом Ми-8 – 2 766. Пассажиропоток значительно увеличился, в прошлом году за аналогичный период он составлял 19 929 человек.

Быстро и доступно

Региональная авиация имеет огромную социальную значимость для жителей Приморского края, особенно отдаленных его районов. Чтобы сделать внутрикраевые авиаперевозки для местного населения доступными, установлен социальный тариф, то есть ниже уровня экономически обоснованного. Это позволило снизить стоимость авиабилетов более чем в два раза на самолетах DHC-6 и в 10 раз на вертолете МИ-8.

Так, в 2017 году в бюджете Приморского края предусмотрели 150 миллионов рублей на осуществление внутрикраевых пассажирских авиаперевозок. Эти средства предоставляются в форме субсидий на компенсацию перевозчикам 100% затрат в разнице между социальными и экономически обоснованными тарифами. Так, цены на билеты сегодня составляют от 675 до 2 180 рублей, что соизмеримо с тарифами на междугородних автобусах.

AR0Z1818.jpg

Один из значимых эффектов, который ожидают от развития малой авиации, – развитие туризма и предпринимательской активности в Приморье.

Так, например, Туристско-информационный центр Приморья разработал маршруты на север края, предполагающие авиаперелет. Большей мобильностью обеспечены и бизнесмены из отдаленных районов края – все внутрикраевые маршруты имеют удобные стыковки с внутрирегиональными и международными маршрутами из аэропорта Владивосток.

Аэродромная инфраструктура

Помимо расширения географии полетов важной задачей краевой госпрограммы определено развитие аэродромной инфраструктуры – строительство и реконструкция посадочных площадок, восстановление взлетно-посадочных полос. В советское время в Приморье, кстати, функционировало более 30 аэродромов и посадочных площадок.

В настоящее время ведутся работы по строительству еще двух служебно-пассажирских зданий в поселках Восток и Светлая, а также посадочной площадки в поселке Восток. Новый маршрут Владивосток–Дальнереченск–Восток планируется запустить уже в этом году

Аэропорт в Кавалерово было построен в 1963 году и с тех пор ни разу не ремонтировался. В прошлом году здесь были завершены работы по реконструкции – новое здание полностью поменяло свой облик, стало более комфортным для пассажиров, внутри появились комната матери и ребенка, просторный зал ожидания, медицинский пункт, зал переговоров, буфет, гостиница на пять номеров, была также благоустроена прилегающая территория.

А в поселке Преображение в прошлом году построили мини-аэровокзал «с нуля». Специалистами был разработан типовой проект служебно-пассажирского здания, с зоной для диспетчера, досмотра, залом ожидания. Аналогичные модули ранее установили в Дальнегорске, Амгу и Преображении.

В настоящее время ведутся работы по строительству еще двух служебно-пассажирских зданий в поселках Восток и Светлая, а также посадочной площадки в поселке Восток. Новый маршрут Владивосток–Дальнереченск–Восток планируется запустить уже в этом году.

В 2018 году будет начато строительство посадочных площадок в Серафимовке и Лазо, служебно-пассажирского здания в поселке Терней.

В рамках реализации краевой госпрограммы по развитию транспортного комплекса к 2021 году планируется на местном авиационном сообщении в Приморье перевозить ежегодно более 60 тысяч пассажиров, восстановить и ввести в эксплуатацию 22 посадочных площадки.

На дальнейшую перспективу рассматривается возможность организации полетов в такие населенные пункты, как Арсеньев, Пограничный, Краскино, Спасск-Дальний, Камень-Рыболов, Находка и другие.

Безопасность полетов

Для повышения регулярности рейсов планируется проектирование и последующая установка светотехнического оборудования на двух узловых посадочных площадках – Кавалерово и Терней, что позволит повысить метеорологический минимум посадочных площадок и безопасность полетов, а также использовать их в темное время суток, особенно в зимний период с коротким световым днем.