О современных технологиях работы социальных служб Приморья. ОНЛАЙН
12 октября 2017 12:00

О современных технологиях работы социальных служб Приморья. ОНЛАЙН

Здравствуйте! На официальном сайте Администрации Приморского края в прямом эфире начинается онлайн-конференция по вопросам социального обслуживания граждан.

Что такое надомное обслуживание? Как получать услуги социального работника? Какие современные технологии работы с пожилыми людьми на дому предлагают сотрудники Приморского центра социального обслуживания населения (ПЦСОН)? Кто может рассчитывать на срочную социальную помощь? На эти и другие вопросы о деятельности центра соцобслуживания отвечает заместитель директора Мария Кузьмина.

– Мария Сергеевна, под присмотром социальных работников сегодня более восьми тысяч приморцев. Люди почтенного возраста, инвалиды, нуждающиеся в помощи посторонних. Что включает в себя понятие «надомное обслуживание»?

– Прежде всего, напомню: благодаря надомному обслуживанию, люди, нуждающиеся в посторонней помощи в силу возраста или тяжелой болезни, получают возможность жить в родных стенах, а не в доме-интернате.

Перечень социальных услуг, оказываемых на дому, чрезвычайно широк. Это и социально-бытовые, когда наш работник помогает подопечным по хозяйству, и медицинские – уход за тяжело больными, наблюдение за здоровьем, какие-либо оздоровительные процедуры, психологические и другие.

Проще говоря, социальный работник для своих подопечных часто становится практически родным человеком. И в квартире приберет, и за продуктами или лекарствами сходит, и с квитанциями коммунальными поможет разобраться, да и просто поговорит по душам за чаем, с праздником поздравит. Как показывает опыт, социальные работники общаются со своими подопечными долгие годы.

– Знаю, что в некоторых филиалах центра предоставляют услуги патронажных социальных работников, сиделок. Есть даже реабилитационные бригады. Какие услуги оказывают  такие специалисты?

– В отличие от обычных социальных работников, которые посещают своих клиентов 2-3 раза в неделю, патронажные оказывают ежедневную помощь наиболее тяжелым в плане ухода гражданам: лежачим больными, инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи. Сиделки находятся рядом со своими подопечными некоторое количество времени, определенное договором с родственниками. К примеру, по восемь часов в определенные дни. Что касается реабилитационной бригады, то здесь трудятся сразу два социальных работника.

Чтобы узнать, какая технология социального обслуживания есть у вас в муниципальном образовании, наберите номер «социального телефона»: 8 (423) 260-43-14. Здесь же вам подскажут номер телефона филиала ПЦСОН, действующего по близости.

– Мария Сергеевна, знаю, что любая форма соцобсуживания на дому предоставляется в зависимости от степени и характера нуждаемости, услуг, входящих в Перечень социальных услуг согласно утвержденным тарифам. А кто может рассчитывать на бесплатное обслуживание?

– Это несовершеннолетние дети, а также получатели социальных услуг, среднедушевой доход которых на дату обращения ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода, для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Приморского края. В списке участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды вследствие военной травмы, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», а также вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Кроме того, есть платные услуги, которые не входят в перечень. Эти дополнительные услуги предоставляются по желанию клиента.

– Где можно ознакомиться с перечнем и тарифами?

– С документами можно ознакомиться на сайте КГАУСО «ПЦСОН» или на сайте департамента труда и социального развития Приморского края.

– Мария Сергеевна, кроме надомного, какие технологии социального обслуживания населения используются в учреждении?

– В сельской местности у одиноких пенсионеров, пожилых семейных пар очень востребована помощь семейной бригады. Такая бригада ориентирована на помощь, требующую больших физических нагрузок, связанных с ведением хозяйства. Как правило, мужчина доставляет подопечным воду, уголь, колет дрова, выполняет небольшие ремонтные работы. Женщина занимается традиционной работой по дому. Это незаменимые помощники для людей преклонного возраста на огороде.

Мы активно развиваем мобильные виды социального обслуживания. При филиалах нашего центра действуют 19 мобильных бригад, в составе которых социальные работники, специалисты территориальных отделов соцзащиты, медики, сотрудники Пенсионного фонда, юристы, волонтеры.

Мобильные помощники доставляют селянам продукты, промышленные товары, лекарственные препараты. Кроме того, консультируют по различным социальным вопросам. Иногда в таких бригадах есть учащиеся колледжей бытового обслуживания. Так что в селе на пару-тройку часов появляется своя парикмахерская.

На мой взгляд, такие бригады играют важную роль: обеспечивают доступность социальной помощи населению в самых отделенных уголках Приморья.

Еще одна интересная форма социальной работы предложена несколько лет назад артемовскими специалистами. В местном филиале ПЦСОН открыли «Стол заказов». У пенсионеров и инвалидов, находящиеся на соцобслуживании, появилась возможность приобрести продукты и овощи от местных производителей по себестоимости.

Сегодня «Столы заказов» работают в Арсеньеве, Артеме, Партизанском городском округе, Спасском городском округе, Черниговском муниципальном районе.

– Многим приморцам известна ваша «Школа реабилитации»

– Действительно, когда 5,5 лет назад мы провели во Владивостоке первые занятия по обучению современным методикам ухода за тяжело больными людьми в домашних условиях, мы и предполагать не могли, что они будут так востребованы.

Сейчас такие бесплатные занятия проходят во всех наших филиалах. Около 150-ти с начала года посетили более 1,5 тысяч человек. Среди слушателей – родственники больных, нуждающихся в постороннем уходе, социальные работники, волонтеры, студенты – будущие специалисты по социальной работе.

На занятиях знакомят с методиками помощи лежачим больным, в том числе, применяемых в учреждениях здравоохранения. Большой интерес слушателей вызывают лекции практикующих психологов. Ведь люди, которые утратили возможность двигаться самостоятельно, крайне нуждаются и в психологической помощи. Зачастую, в такой поддержке нуждаются и родственники, ухаживающие за ними.

Кроме этого, здесь обучают использованию технических средств реабилитации. Дыхательные тренажеры, ингаляторы, кварцевые лампы и другие приборы имеют широкий спектр действия и существенно облегчают медицинский уход. Кстати, многие медицинские аппараты для восстановления здоровья, рекомендованные лечащим врачом, можно взять в наших пунктах проката за минимальную плату.

– Мария Сергеевна, у вашего учреждения еще одна важная миссия. Вы оказываете срочную социальную помощь людям в социально опасном положении. Часто в соцсетях появляются фотографии людей, брошенных родственниками, ночующих на улице. Люди требуют помочь, ругают власти. А какие шаги нужно принять в первую очередь, если хочешь поддержать такого человека?

– Еще раз хочу акцентировать внимание всех! Любая социальная помощь имеет заявительный характер. Мы априори не можем знать о том, что происходит где-то в другом конце города или в другом районе. Прежде чем, «стучать» в интернете, «стукните» в одну правильную дверь. Наберите номер «социального телефона», сообщите, где находится человек. Не помните номер? Найдите в интернете официальный сайт Приморского центра социальной помощи населения. Там есть все контакты. Смею заверить: ни один ваш звонок не остается без ответа. Кстати, часто бывает так, что при выезде на место наши работники не обнаруживают там человека. Но, в любом случае, стараемся разыскать и помочь.

Кстати большую помощь в работе отделений срочной социальной помощи оказывают приморцы. И это не только сигналы о брошенных стариках. Это благотворительная помощь новыми и б/у вещами, продуктами, предметами первой необходимости. Многие откликаются на наш призыв пополнить запасы для бесперебойной работы «Социального автобуса» в зимние холода. И буквально сотни земляков доставляют гуманитарную помощь в наши филиалы, когда случается беда в виде тайфунов и наводнений.

– Вы упомянули о «Социальном автобусе». Когда начнется нынешняя акция?

– По нашим планам во Владивостоке «Социальный автобус» отправится на маршрут 10 ноября. В Находке – где-то в это же время. Традиционно, мобильные помощники будут работать каждую пятницу вплоть до наступления теплых дней. Как правило, это конец марта.

В связи с этим мы обратились к землякам с просьбой оказать посильную гуманитарную помощь всем необходимым, что поможет бездомным людям перезимовать.

– Рассчитываете на помощь? Ведь для многих слово БОМЖ ассоциируется опустившимися асоциальными алкоголиками и наркоманами, которые «сами виноваты».

Бездомными становятся по разным причинам, и не последнее место среди этих причин занимают конфликты с родственниками, деятельность «черных риелторов», болезнь и др. Среди бездомных бывают и люди с высшим образованием, даже с двумя, часто – бывшие военные.

Многие из тех, кто сейчас оказался на улице, просто «потерялись» в жизни. Тем не менее, все они имеют право на жизнь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и уважение личной жизни. И главное – никого нельзя лишать права на надежду. Я вижу, как постепенно общество становится более милосердными к таким людям. Это подтверждают отклики на наши акции по сбору «гуманитарки» или тот же резонанс, который возникает в соцсетях по поводу сообщений о «потерянных стариках».

– Напомните еще раз, куда можно доставить гуманитарную помощь.

Адрес нашего центра во Владивостоке: ул. Иртышская. А по телефону: 8 (423) 260-43-19 вам назовут ближайшее к месту жительства отделение ПЦСОН.

Беседовала Елена Сумина, e_sumina@list.ru



О современных технологиях работы социальных служб Приморья. ОНЛАЙН

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter