Экономика Приморского края



Уникальное географическое положение определяет структуру экономики региона. Базовыми отраслями, дающими 80% ВРП, являются промышленное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство.

Перспективные направления, соответствующие стратегии развития края, - транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья, транспортно-логистический комплекс, высокотехнологичные производства с высокой производительность труда, сельское хозяйство, рыбопереработка и марикультура, туризм.

6.jpg

Наиболее развитой частью экономики Приморья является промышленный комплекс. Он даёт почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике. 

Основой экономики края являются богатые природные ресурсы как континентального, так и океанического характера.

В структуре валового регионального продукта 21,4% составила доля транспорта и связи, 7,5% – обрабатывающих производств, 5,04% - сельского хозяйства, 4,9% - доля рыбной отрасли.

По итогам первых месяцев 2018 года Приморье находится на втором месте среди регионов Дальнего Востока по индексу промышленного производства. Среди всех регионов России Приморье по этому показателю входит в ТОП-10 и занимает девятое место.


В январе-мае 2018 года организациями, занятыми в добывающих и обрабатывающих производствах, обеспечении электроэнергией, газом и паром, водоснабжении, произведено продукции (работ, услуг) на 12,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.


В добывающем секторе индекс производства составил 117% к уровню прошлого года. Отмечен рост в добыче металлических руд на 35,3% и в добыче угля (на 4,4%). Наблюдается спад в добыче прочих полезных ископаемых на 7,2% из-за снижения добычи природных песков.


В обрабатывающем секторе индекс производства составил 114,2% к аналогичному периоду 2017 года. Рост отмечен в деятельности предприятий, занятых в производстве текстильных изделий (+12,3%), в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки (+8,3%). В последней сфере это произошло из-за увеличения производства шпона для фанеры (+10,7%), паркета щитового в сборе (+27,5%). Также отмечен рост в производстве резиновых и пластмассовых изделий на 15,4% за счет увеличения в два раза производства дверных пластмассовых блоков и порогов для них.


Отмечено увеличение показателей в таких направлениях, как производство готовых металлических изделий (+7,2%), производство машин и оборудования (+44,7%), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (+70%). Производство прочих транспортных средств и оборудования выросло на 180% за счет увеличения объемов производства на предприятиях «Прогресс», «Находкинский СРЗ» и «Восточная верфь».


По итогам первого квартала этого года инвестиции в основной капитал Приморского края составили 18,9 миллиарда рублей. Среди предприятий с наибольшим удельным весом в объеме инвестиций в основной капитал – АО «Восточный порт», территориально обособленное структурное подразделение ООО «Газпроминвест-газификация», ООО «Русагро-Приморье», ПАО «МТС».


Оборот розничной торговли в январе-мае 2018 года сложился в объеме 150,6 миллиарда рублей или 101,0% к обороту января-мая прошлого года.


Транспортно-логистическая отрасль

Транспортно-логистическая отрасль – одна из ведущих отраслей промышленности Приморья. Через край пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай. Наличие прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья, а также к сухопутным пограничным переходам Пограничный – Суйфэньхэ, Хасан – Туманган создаёт благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.

Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходит ряд широтных железнодорожных ответвлений: на восток - во внутренние районы края и на запад - к российско-китайской границе. 

транспортные коридиры.jpg

Через территорию Свободного порта Владивосток проходят международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». МТК соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морским портами Приморского края. Проекты транспортных коридоров представляют собой практическое взаимовыгодное сопряжение Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В рамках реализации проектов развития транспортных коридоров ведется модернизация приграничной инфраструктуры, включая строительство и расширение портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Предусмотрено значительное упрощение приграничных процедур для транзитных грузов с российской и китайской стороны. Прогнозируется, что с 2030 года "Приморье-1" и "Приморье-2" обеспечат прирост ВВП России в размере 29 миллиардов рублей в год и ежегодное увеличение налогов и сборов на 5,7 миллиарда. (Подробнее о МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" - в разделе "Инвестиционные возможности" и в подборке новостей)

Приморский край играет основную роль в обеспечении морских перевозок на Дальнем Востоке. Транспортный комплекс региона имеет четыре морских транспортных узла: Владивостокский; Восточно-Находкинский; Хасанский (Южный); Северный.

Основные морские порты - Владивосток, Находка, «Восточный», Посьет, Зарубино. Грузооборот приморских портов за последние 7 лет вырос почти на 70%. Практически на всех предприятиях идет модернизация и расширение производственных мощностей. Так, «Восточный Порт» (пос. Врангель) реализует масштабный инвестпроект по строительству третьей очереди угольного комплекса. Уже сегодня это крупнейший в России специализированный угольный публичный порт, через который проходит пятая часть всего угольного экспорта из морских портов России. Расширение мощностей позволит через 2 года увеличить грузооборот порта с нынешних 23,5 млн тонн угля до 39 млн тонн в год.

Воздушный транспорт осуществляет перевозки через главный аэропорт края “Владивосток”, допущенный к выполнению международных полетов. В 2017 году он обслужил 2 миллиона 179 тысяч пассажиров. Это на 18% больше, чем в 2016 году. При этом внутренний пассажиропоток вырос за год на 8% и составил 1 398 тысяч человек. Международный пассажиропоток показал рост на 40% –781 тысяча человек.

 

малая авиация.jpg

В Приморье активно развивается малая авиация, субсидируются внутрикраевые пассажирские авиаперевозки. 

Малая авиация выполняет более 40 рейсов в неделю. С 2014 года удалось увеличить объем пассажирских перевозок внутри края в 4,5 раза.

Сегодня в Приморье практически восстановлена советская сеть авиамаршрутов – в данный момент их 14. Самолеты DHC-6 выполняют рейсы из Владивостока в Кавалерово, Пластун, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение, Терней, из Тернея – в Амгу, Светлую, Единку, из Кавалерово в Хабаровск.

В конце 2017 года был открыт еще один внутренний рейс – из Дальнереченска в поселок Восток.

Для населения Приморья установлен социальный тариф. Благодаря этому удалось на самолетах DHC-6 снизить стоимость билетов в два раза, а для вертолетов – в 10 раз.

Особое внимание уделяется развитию аэродромной инфраструктуры. В 2017 году были построены служебно-пассажирские здания в поселках Восток и Светлая. Годом ранее мини-аэровокзалы появились в Дальнегорске, Амгу и Преображении. В планах на 2018 год – строительство аналогичного модуля в Тернее.

Приморский край лидирует в ДВФО по протяжённости автомобильных дорог общего пользования. Регулярные автобусные перевозки в межмуниципальном и пригородном сообщении выполняют 45 транспортных компаний по 188 маршрутам.

На территории Приморского края действуют 17 пограничных пунктов пропуска: восемь морских, пять автомобильных, три железнодорожных и один авиационный. Международный аэропорт «Кневичи» в 2016 г. обслужил 1,85 млн пассажиров.

Деятельность в сфере транспорта в Приморье осуществляют свыше 8,8 тысяч предприятий и организаций (по состоянию на январь 2017 г.), на которых трудятся 62 тысячи человек.

В январе - октябре 2017 года крупными и средними организациями, занимающимися транспортной деятельностью, отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 123 835,5 млн. рублей, что составило в действующих ценах 101% к уровню января - октября 2016 года. Основной рост отмечен на предприятиях, осуществляющих деятельность на воздушном транспорте (+40,4% к уровню января - октября 2016 года).

3.jpg

Рыбная отрасль

Рыбная отрасль является ключевой в структуре промышленности региона и оказывает большое влияние на экономику не только края и Дальнего Востока, но и всей России. На территории края действуют более 130 предприятий отрасли. Ежегодно добывается более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тысяч тонн разнообразной пищевой рыбной продукции, консервированной продукции производится более 110 млн условных банок. 

76 рыбоводных хозяйствам предоставлено в пользование 205 рыбоводных участка общей площадью более 44 тысяч гектаров. На рыбоводных участках выращивают гребешок приморский, мидию тихоокеанскую, устрицы, трепанг дальневосточный, ламинарию и морских ежей.

 По итогам 2017 года удалось добиться существенных результатов и в области аквакультуры. Объем производства этой продукции составил более 9,5 тысяч тонн, что почти в полтора раза превышает показатель 2016 года. Объем реализации товарной рыбы и других объектов аквакультуры составил более тысячи тонн.

рыба консервы.jpg

На модернизацию рыбопромыслового флота для прибрежного рыболовства, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования, модернизацию производств в бюджете края в 2017 году было направлено 40 млн рублей. В крае идет активная работа по охране водных биоресурсов, предотвращению браконьерства и профилактике правонарушений.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Одна из старейших отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Тернейском, Пожарском, Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах.

В целях борьбы с незаконной вырубкой лесов с 1 июля 2017 года в крае работает система космомониторинга лесного фонда «Кедр», разработанная Всемирным фондом дикой природы. В круглосуточном режиме специалисты следят за данными в информационной системе, которая анализирует состояние лесного покрова за последние две недели и сообщает о выявленных пробелах. Это позволяет более эффективно бороться с «черными лесорубами».

В рамках проведения Года экологии высажено более 3,5 млн саженцев на площади более тысячи гектаров.

Горнодобывающая промышленность

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. В крае производится более 92% плавикового шпата России, 64% вольфрамовых концентратов, почти 100% борных продуктов, 73,6% свинца в концентрате и 8,4% свинца рафинированного, добывается 18,2% олова России.

Сырьевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края, и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО «Дальполиметалл» (г. Дальнегорск), специализирующимся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО «Приморский ГОК» (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО «Лермонтовская горнорудная компания», занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО «Русская горнорудная компания» (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата.

Горнохимическая промышленность представлена АО «Бор» (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. «Бор» выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.

Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой являются месторождения угля в основном в южной части Приморского края, крупнейшими из которых считаются Бикинское и Павловское.

Машиностроение и металлообработка

Машиностроение и металлообработка – важные отрасли промышленного комплекса Приморского края. Основной специализацией являются: судоремонт и судостроение, машино - и приборостроение, авиастроение. На предприятиях отрасли осуществляется ремонт морских судов, производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы.

вертолет прогресс.jpg

Так, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» – одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России, входящее в холдинг АО «Вертолеты России», выпускает одну из самых совершенных боевых машин в своем классе – разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», которые поставляются ВВС России.

Топливно-энергетический комплекс

Электроэнергетика, занимающая в структуре промышленного производства Приморья более 1/3, является важнейшим элементом производственной инфраструктуры. Линии электропередачи южной, наиболее населённой части Дальнего Востока, объединены в энергосистему, которая имеет единый режим работы. Крупнейшими потребителями электроэнергии являются промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. 

Индекс промышленного производства в январе - октябре 2017 года на предприятиях, занимающихся обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха, составил 103,1% к уровню января - октября 2016 года. Рост производства электроэнергии обусловлен стабильной работой энергогенерации в крае, а также увеличением перетока электроэнергии из ОЭС Востока по сравнению с предыдущим годом.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность представляет крупный комплекс из 13 отраслей, в состав которых входят более 350 предприятий. В структуре промышленного производства доля пищевой промышленности составляет 38,4%, в том числе на перерабатывающие отрасли приходится около 15%.

Оборот розничной торговли в январе - октябре 2017 года сложился в объеме 310 439,1 млн. рублей (104,3% к обороту января - октября 2016 года). В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов составил 44,9%, непродовольственных 55,1%. Объем оборота общественного питания составил 13 805,4 млн. рублей, что на 4,0% больше уровня января - октября 2016 года.

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственное производство ведётся по всей территории Приморского края, но основные объёмы сконцентрированы в южной и юго-западных зонах. Климатические условия благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые (рис, бахчевые, баклажаны, перец).

Валовая продукция сельского хозяйства Приморского края за последние пять лет увеличилась на 14% и стабильно составляет около 1% валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Основную долю в краевой продукции растениеводства занимают соя, кукуруза, картофель и овощи, в животноводстве - выращивание скота и птицы, производство молока. Площадь сельскохозяйственных угодий, закрепленных за землепользователями края, составляет 1 194,1 тысяч гектаров, в том числе 707,6 тысяч гектаров пашни.

По итогам 2017 года объем производства продукции сельского хозяйства составил почти 50 миллиардов рублей, это 113,8% к уровню 2016 года.

В 2017 году край получил рекордный урожай сои – более 380 тысяч тонн. Приморские аграрии произвели почти 70 тысяч тонн мяса и около 130 тысяч тонн молока, при этом продуктивность коров увеличилась до 6,2 тонн. По этому показателю регион лидерует на Дальнем Востоке. Приморские птицефабрики выпустили более 300 миллионов штук яиц. Собрано около 5 тысяч тонн меда.

Большой вклад в развитие сельского хозяйства края вносят резиденты территории опережающего развития (ТОР) «Михайловский» — компании «Мерси Трейд» и «РусАгро-Приморье». Строительство этими компаниями 16 свинокоплексов обеспечит производство около 150 тысяч тонн свинины в год.

 

9814a47944cf60e31833a403104eb27e.jpg

За последние пять лет производство молока в крае увеличилось на 15%, в 2017 году его доля на рынке составила 40%. В 2017 году в хозяйствах всех категорий произведено более 130 тысяч тонн молока, что выше показателей 2016 года на 7,3%. В настоящее время агрохолдинг «ГринАгро» создает в Ханкайском районе комплекс по производству молочной продукции полного цикла. При выходе проекта на полную мощность объем производства составит 36 тысяч тонн молока в год. 

В 2018 году из федерального и краевого бюджетов приморским аграриям будет направлено 2,7 миллиарда рублей.


Увеличены субсидии на техническую модернизацию, развитие молочного животноводства, крестьянско-фермерских хозяйств, производство тепличных овощей.


Отметим, глава Приморья Андрей Тарасенко обозначил сельское хозяйство одним из стратегических направлений развития экономики региона. В совместных планах власти и бизнеса – к 2020 году обеспечить внутренний рынок основными продуктами собственного производства и поставить сельхозпродукцию на экспорт.

Внешнеторговый оборот

Уникальное географическое положение Приморья предопределяет особую роль края в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай, Корея и Япония являются основными торговыми партнёрами Приморского края, на долю которых ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья.

Только за девять месяцев 2017 года внешнеторговый оборот в Приморье увеличился почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 5,1 миллиарда долларов, это почти равно годовому обороту 2016 года. Экспорт вырос на 30% до 2,3 миллиардов долларов, а импорт увеличился на 24% и составил 2,8 миллиардов долларов.

Четверть экспортируемой продукции приходится на долю малых и средних предприятий края. В основном это продукты питания, которые очень популярны в приграничных провинциях КНР и благодаря в том числе каналам интернет-торговли успешно распространяются по всему Китаю. Это позволяет развиваться бизнес-сообществу Приморья.


Развитие предпринимательства

Приморский край является лидером на Дальнем Востоке по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства. На Приморье приходится 44% оборота малых предприятий ДФО.

Малый и средний бизнес Приморья сегодня – это 101 902 субъекта, из них 54 269 индивидуальных предпринимателей. В течение 2017 года число субъектов МСП увеличилось на 2 472 единицы или 2,5%. Вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП Приморского края составляет более 40%, в то время как в среднем по России – 20%.

В сфере малого и среднего предпринимательства работают более 263 тысяч человек – это 26,7% населения, занятого в экономике края.

Оборот малых и средних предприятий составляет более 950 миллиардов рублей или 63,2% общего оборота всех организаций Приморья.

Чтобы поддержать и усилить предпринимательскую активность в крае, реализуется целый комплекс мер поддержки.

Так, только субсидий на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей и процентов по кредитам в 2017 году приморские предприниматели получили на сумму более 17 миллионов рублей.

Через софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства бизнесмены получили из краевого бюджета более 77,6 миллионов рублей – в частности, на начало предпринимательской деятельности, приобретение оборудования в лизинг, возмещение процентов по кредитам.

Активно поддерживали и продолжат поддерживать малый и средний бизнес региональные институты развития бизнеса. В 2017 году Гарантийный фонд Приморья предоставил более 180 поручительств на общую сумму свыше 1,1 миллиарда рублей. Поддержка фонда позволила предпринимателям получить кредитные средства в объеме 2,3 миллиарда рублей.

Центр развития экспорта в 2017 году поддержал 852 субъекта малого и среднего предпринимательства. По результатам оказанных центром услуг 24 субъекта МСП Приморья заключили 50 экспортных контрактов общим объемом 48,19 миллионов долларов.