Мельников Юрий Борисович
Председатель Приморского
регионального отделения
«Ассоциации юристов России»
Член общественного совета
при Губернаторе края
по повышению уровня
безопасности
жизни в Приморском крае

Заместитель прокурора
Приморского края в отставке
Кандидат юридических наук

Роль общественных организаций
в принятии мер по противодействию коррупции в Приморском крае.


Добрый день, уважаемые коллеги!

Убежден, что противодействие коррупции будет эффективным только при активном участии и поддержке данных процессов обществом. В этом контексте роль общественных организаций является крайне значимой.

Свои выводы я основываю не только на теоретических воззрениях, но и с учетом опыта практической 30-летней работы в органах прокуратуры на различных руководящих должностях, а в настоящее время - моей деятельности в общественных организациях: председателем Приморского регионального отделения «Ассоциации юристов России», членом общественного совета при Губернаторе края по повышению уровня безопасности жизни в Приморском крае, членом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Губернатора Приморского края, администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края и урегулированию конфликта интересов, а также членом общественных советов ряда правоохранительных органов. Кроме того, это подтверждается в ходе взаимодействия с молодежью высших учебных заведений Приморского края.

Влияние гражданского общества в противодействии коррупции проявляется следующим образом.

Во-первых, общественные организации в условиях информационной прозрачности способны качественно осуществлять мониторинг коррупционных проявлений в деятельности государственных и муниципальных органов, в том числе в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве и в других областях, а также проводить исследовательскую работу по изучению коррупции и борьбе с ней.

Результаты мониторинга, исследований представители общественности рассматривают на своих заседаниях в группах, комиссиях, советах при государственных структурах с привлечением ответственных должностных лиц, соответствующие информации направляют руководству государственного органа, в компетенции которого принятие решений, направленных на профилактику коррупции.

Главное, чтобы эти комиссии или советы были не ручными, не создавались только для придания общественной легитимности решениям государственных структур, а, наоборот, чтобы они обозначали проблемы реализации действующего антикоррупционного законодательства, правоприменения и т.п.

На мой взгляд, неплохая практика работы в данном направлении сложилась в общественном экспертном совете при Губернаторе края по повышению уровня безопасности жизни в Приморском крае.

Помимо общих вопросов безопасности жизни в крае, которые рассматриваются на совете ежемесячно, и на которых в той или иной мере могут быть рассмотрены частично и меры по противодействию коррупции, как правило, ежеквартально одно из заседаний посвящено конкретно рассмотрению вопросов коррупционных проявлений в той или иной отрасли в крае. Для этого в составе совета создана постоянно действующая группа.

Группа сначала тщательно изучает статистические и различные аналитические сведения о коррупции в крае, которые публикуют правоохранительные органы, а также Приморский научно-исследовательский центр социологии. А затем вопрос выносится на рассмотрение совета.

Так, в октябре прошлого года был рассмотрен в комплексном варианте вопрос «О противодействии коррупции в Приморском крае», в текущем году, на заседании совета рассматривались вопросы противодействия коррупционным проявлениям уже в конкретных сферах: образовательной среде; в лесном хозяйстве Приморского края. Хочу отметить, что дискуссии на этих заседаниях были очень бурными и вызывали живой интерес у всех участников. По результатам рассмотрения были приняты конкретные решения, которые доведены до сведения соответствующим Департаментам, а также направлены информации Губернатору края.

Главное, что реакция власти на эти обращения имела практические последствия. Так, было увеличено финансирование антикоррупционных проектов, скорректирована деятельность этих Департаментов в профилактике коррупционных проявлений с учетом критики общественности, наконец, принимались необходимые кадровые решения.

Следует отметить, что работа общественности невозможна без тесной связи с правоохранительными органами и научным сообществом. Большим подспорьем и решающим в принятии решений были информации, которые доводились до членов совета и присутствующих чиновников начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Приморского края Скориком В.Н. В этом смысле очередной раз хочу высказать слова благодарности прокурору Приморского края С.А. Бессчасному. Кроме того, на эти заседания, как правило, приглашаются и ученые-криминологи, изучающие причины и условия возникновения коррупции.

Не остается в стороне экспертный совет и при частных обращениях граждан по фактам злоупотреблений горе-чиновников. Конечно, здесь полномочия совета крайне ограничены, однако в некоторых случаях обращение совета, на наш взгляд, учитывалось при принятии важных решений правоохранительными органами и Губернатором края. Так, после обращения в Совет жителей одного из городов Приморского края о злоупотреблениях служебным положением главы городского округа, рассмотрения данного вопроса на совете, все материалы вместе с заявлениями граждан были направлены в органы прокуратуры и следственный комитет. В дальнейшем, против главы этого городского округа было возбуждено уголовное дело, он взят под стражу.

Еще пример. После обращения членов совета к Губернатору края не была утверждена предложенная центром кандидатура руководителя миграционной службы РФ по Приморскому краю (в период самостоятельного существования этой службы).

Необходимо отметить и обратную связь взаимодействия с правоохранительными органами. Так экспертным советом по обращению прокуратуры был изучен и поддержан для направления на места разработанный прокуратурой края для рекомендаций органам местного самоуправления муниципальный нормативно-правовой акт: «О порядке предоставления лицами, замещающими муниципальные должности _____ городского округа (муниципального района), сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, их размещения на официальном сайте органа местного самоуправления, проведения проверки достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения установленных ограничений, запретов и (или) требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов».

Здесь я перехожу ко второму направлению деятельности общественных организаций в профилактике коррупции.

А именно: общественные организации могут использовать и такой серьезный инструмент в антикоррупционной деятельности, как публичное обсуждение законопроектов и государственных целевых программ. В этом плане, на мой взгляд, довольно успешно работают представители «Ассоциации юристов России».

Характерный пример эффективного рассмотрения законопроекта следующий. В прошлом году, по просьбе Общественной палаты Приморского края членами Приморского регионального отделения «АЮР» был изучен разработанный Министерством экономики России проект федерального закона " Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации", регламентирующий проведение проверок представителей бизнеса контрольными и надзорными органами. Помимо многих неувязок, нестыковок, противоречий общего характера, там содержались и серьезные коррупциогенные факторы: не фиксировались конкретные сроки периодичности плановых проверок, расширялся перечень основания проверок без согласования прокуратуры, давались на откуп контролёрам даже вопросы изъятия документов и др. Мы его так и назвали: «Негодный законопроект». На заседании Общественной палаты края с нашими доводами согласились, отправили свое заключение в Общественную Палату РФ, а мы сопредседателю АЮР Павлу Владимировичу Крашенинникову, председателю комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Общими усилиями данный законопроект в том виде был снят с рассмотрения. Сейчас опять на сайте данного министерства для обсуждения вывешен новый законопроект на эту тему, но уже гораздо более качественный, хотя нареканий и к нему достаточно. Будем работать с ним дальше.

В-третьих, рассмотрение общественными организациями вопросов противодействия коррупции на конференциях, научно- практических семинарах, круглых столах на площадках государственных, в том числе правоохранительных органов, ВУЗов с участием молодежи.

К примеру, в сентябре 2017 года в рамках Международного юридического форума региональным отделением «Ассоциации юристов России» была проведена совместно с юридической школой ДВФУ международная научно-практическая конференция: «Противодействие коррупции: проблемы и перспективы». На данной конференции подробно исследовались вопросы законодательного закрепления и практического применения противодействия коррупции. Выступали как научные работники с довольно критическими докладами, так и правоприменители. С основным докладом (в рамках Пленарного заседания форума) выступил прокурор Приморского края С.А. Бессчасный. Итоговая резолюция направлена в законодательные органы Приморского края и страны.

В соответствии с решением круглого стола, на котором рассматривались вопросы, касающиеся Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судно на судно, утвержденного Приказом Минтранса №68, региональным отделением «Ассоциации юристов России» на имя Министра транспорта РФ было подготовлено и передано для отправки руководству Регионального отделения «Опоры России» соответствующее письмо об отмене частично некоторых норм приказа Министра транспорта, носящих коррупциогенный характер. Результат положительный. Приказ изменен.

В-четвертых, важное значение имеет участие общественности в советах, комиссиях, коллегиях в судах и правоохранительных органах. Имеется в виду участие представителей гражданского общества в квалификационных коллегиях при назначении на должности судей, аттестационных и конкурсных комиссиях при в прокуратуре края, Управления службы судебных приставов и др. структур.

В этом контексте я бы отметил и необходимость проведения совместно с руководством государственных структур приема граждан. Здесь представители общественных организаций осуществляют гражданский контроль за действиями и решениями представителей государства. И такие совместные приемы, на мой взгляд, эффективнее, чем индивидуальный. Полученные сообщения о фактах коррупции от граждан на таких совместных приемах, будут отработаны принципиально и всесторонне, а принятые решения обязательно будут доведены до сведения общественности.

В заключение своего выступления, еще раз подчеркну, что без участия гражданского общества реализация антикоррупционных мер будет неэффективной. Но результат в этой работе будет только тогда, когда решения общественных организаций будут предаваться широкой гласности.

Спасибо за внимание.

Новости

18:00, 14 ноября Журналистов Приморья приглашают поучаствовать в конкурсе на лучший антикоррупционный материал
13:00, 03 июля О противодействии коррупции отчитались в Приморье
17:30, 14 декабря Госслужащим напомнили о запрете дарить и принимать подарки
18:00, 08 декабря Более 400 делегатов собрались на антикоррупционную конференцию в Приморье
16:45, 07 декабря Журналистов – победителей антикоррупционного конкурса наградили в Приморье
14:00, 01 декабря Ряд учреждений здравоохранения Приморья проверят на адекватность закупок
18:15, 12 июля Антикоррупционный конкурс для молодежи проходит в Приморье
18:00, 12 июля Специальная программа позволит выявлять недобросовестных контрагентов при закупке лекарств в Приморье
09:30, 06 июня Педагогов Приморья учат навыкам антикоррупционного поведения
15:00, 21 апреля У госслужащих Приморья осталась неделя для подачи декларации