Доклад И.И. Ватулина на Второй научно-практической конференции по актуальным вопросам противодействия коррупции, декабрь 2017 г.



Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции определено как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В пределах полномочий, определенных Законом Приморского края от № 795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края» Контрольно-счетная палата участвует в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Так, согласно Закону № 795-КЗ в случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств краевого бюджета, бюджета муниципального образования Приморского края, а также средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счетная палата незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

Решение о передаче материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы принимается коллегией Контрольно-счетной палаты при рассмотрении результатов контрольных мероприятий.

Направление Контрольно-счетной палатой материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы предусматривается также заключенными соглашениями о взаимодействии (сотрудничестве): с прокуратурой Приморского края, Управлением МВД России по Приморскому краю, Следственным управлением Следственного комитета РФ по Приморскому краю.

Полномочия контрольно-счетной палаты, определенные статьей 9 Закона «О Контрольно-счетной палате Приморского края» достаточно широки, но одним из важнейших является организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При планировании и проведении контрольного мероприятия Стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного коллегией Счетной палаты РФ 07 сентября 2017 года в случае выявления в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству данные факты отражаются в акте, в том числе, и с информацией о выявленных нарушениях, которые могут содержать коррупционные риски.

Бюджет Приморского края реализуется в программном формате. В свою очередь, основными механизмами реализации мероприятий государственных программ являются:

- приобретение товаров, работ и услуг в рамках 44-го федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем заключения государственных (муниципальных) контрактов;

- предоставление субсидий муниципальным образованиям, юридическим и физическим лицам.

При использовании субсидий также заключаются государственные (муниципальные) контракты, которые регулируются действием Федеральных законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В этой связи при проведении Контрольно-счетной палатой проверок практически в каждом случае осуществляется оценка соблюдения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" получателями бюджетных средств либо проводится аудит в сфере закупок.

Например, в 2016 году проверками были охвачены 605 закупок на общую сумму более 11 млрд. рублей, из них в 46 % случаев (276 закупок) в объеме 1,8 млрд рублей выявлены нарушения законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

Всего при аудите в сфере закупок выявлено 708 нарушений законодательства о контрактной системе, из них 20 финансовых нарушений на сумму 137,5 млн рублей, и 120 нарушений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, из них 7 финансовых нарушений на сумму 765,5 млн рублей.

По классификации нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц наибольшее количество нарушений установлено в части непредставления либо несвоевременного представления информации, сведений и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, или направление недостоверной информации, сведений и документов, содержащих недостоверную информацию;

отсутствие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, и отчета о результатах исполнения контракта;

нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям;

невключение в контракт (договор) обязательных условий.

Неразмещение или несвоевременное размещение заказчиками информации и документов в Единой информационной системе в сфере закупок допускает наличие коррупционных рисков, связанных с отсутствием гласности и прозрачности, что, в свою очередь, не дает возможность проверить эффективность реализации государственных (муниципальных) контрактов.

Проанализировав результаты контрольных мероприятий по направлениям деятельности аудиторов, мы классифицировали нарушения, которые могут содержать коррупционные риски. При проведении контрольных мероприятий этим вопросам уделяется особое внимание. Так, при проверке объектов строительства и капитального ремонта наиболее часто сталкиваемся с фактами завышения начальной (максимальной) цены контрактов, нарушением порядка ценообразования, несоответствием участников конкурса установленным требованиям, отсутствием претензионно-исковой работы по нарушенным срокам исполнения обязательств, приёмкой и оплатой фактически не выполненных объёмов работ. При проверке целевого расходования субсидий сталкиваемся с фактами заключения договоров с подрядными организациями и поставщиками товаров и услуг не на конкурсной основе; включение в отчёт о целевом использовании субсидии недостоверных данных о затратах, произведённых за счёт средств субсидий.

При проведении контрольных мероприятий в краевых учреждениях, предприятиях и организациях мы также выявляем нарушения, в которых также наблюдаются коррупционные риски.

Приведу некоторые примеры нарушений, выявленные при проведении проверки только одного бюджетного учреждения. В результате контрольного мероприятия, проведенного по вопросу законности и эффективности расходования финансового обеспечения на осуществление деятельности краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж», выявлены нарушения, о которых необходимо сказать в рамках темы борьбы с коррупцией.

В этом учебном заведении на должность кассира проверяемого учреждения принята дочь главного бухгалтера, которая не выполняла обязанности кассира, а фактически работала социальным педагогом колледжа. Функции кассира осуществлялись штатным бухгалтером без доплат. При этом дочери главного бухгалтера за фактически не выполненную работу бухгалтера-кассира за 2014-2015 годы начислена зарплата на сумму 683 тыс. рублей.

На должность водителя учреждения принят муж главного бухгалтера, который использовал служебный автомобиль в личных целях. В результате при эксплуатации автомашины на нужды, не связанные с деятельностью Колледжа, списан бензин в количестве 463,0 литра на сумму 16,6 тыс. рублей.

Бывшим директором Колледжа (Пикин С.М.) без согласования с департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края предоставлен ООО "ВостокТоргСервис" земельный участок, площадью 10 050 кв. м, или 1/5 от площади земельного участка, находящегося в оперативном управлении Колледжа (53 200 кв. м) под размещение торгового рынка до 2044 года. При этом платежи, поступающие от ООО "ВостокТоргСервис" за пользование земельным участком, не покрывают даже сумму земельного налога, приходящуюся на арендуемую площадь:

за 2014 год поступило платежей в сумме 625,2 тыс. рублей, а земельный налог составил 800,7 тыс.;

за 2015 год поступило платежей в сумме 267,6 тыс. рублей, при этом земельный налог уплачен в том же размере – 800 тыс.руб.

Результаты контрольного мероприятия направлены в прокуратуру Приморского края и находятся на контроле в этом ведомстве.

В заключении хочу отметить, что Контрольно-счетная палата не устанавливает факты совершения коррупционных правонарушений, точнее – не квалифицирует их как коррупционные. Акты проверок Контрольно-счетной палаты содержат информацию обо всех выявленных нарушениях объектами контроля, которые, в том числе, могут содержать коррупционные риски. Соответственно, материалы проверок направляются Контрольно-счетной палатой в правоохранительные органы, которые уполномочены на принятие мер по пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений.

Новости

18:00, 14 ноября Журналистов Приморья приглашают поучаствовать в конкурсе на лучший антикоррупционный материал
13:00, 03 июля О противодействии коррупции отчитались в Приморье
17:30, 14 декабря Госслужащим напомнили о запрете дарить и принимать подарки
18:00, 08 декабря Более 400 делегатов собрались на антикоррупционную конференцию в Приморье
16:45, 07 декабря Журналистов – победителей антикоррупционного конкурса наградили в Приморье
14:00, 01 декабря Ряд учреждений здравоохранения Приморья проверят на адекватность закупок
18:15, 12 июля Антикоррупционный конкурс для молодежи проходит в Приморье
18:00, 12 июля Специальная программа позволит выявлять недобросовестных контрагентов при закупке лекарств в Приморье
09:30, 06 июня Педагогов Приморья учат навыкам антикоррупционного поведения
15:00, 21 апреля У госслужащих Приморья осталась неделя для подачи декларации