Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательных организациях Приморского края за 9 месяцев 2016 года

Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательных организациях Приморского края за 9 месяцев 2016 года

Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательных организациях Приморского края

Организация образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется в рамках государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края на 2013 - 2020 годы». По итогам 2015-2016 учебного года количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в общеобразовательных организациях составило 8377 обучающихся (муниципальные общеобразовательные учреждения – 4908 чел., краевые государственные общеобразовательные учреждения – 3469 чел.). с ограниченными возможностями здоровья.11 (12) классов. Потребности населения края в устройстве детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата в коррекционные учреждения удовлетворяются полностью. На территории Приморского края функционирует 29 краевых государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Данные учреждения вошли в Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым. В коррекционных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья обучались 3469 воспитанников, из них детей-инвалидов 807, из них для 140 обучающихся обучение было организовано на дому. В рамках проведения государственной итоговой аттестации в 2016 году в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и заключениями бюро медико-социальной экспертизы экзамены в традиционной форме организованы для 199 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9 классов и для 49 обучающихся На территории края действуют центральная ПМПК и 26 территориальных комиссий ПМПК. В течение 2015/2016 учебного года проведено 23 заседания центральной психолого-медико-педагогической комиссии Приморского края. Обследовано 554 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждому ребенку даны рекомендации по их дальнейшему обучению по адаптированным образовательным программам. На базе государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов» г. Артема действует Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов (РЦДО), в котором созданы условия для обучения детей-инвалидов, которые проживают в 29 городах и районах края и по состоянию здоровья не могут посещать школу. Всем учащимся предоставлено компьютерное оборудование по месту жительства. В крае работает 8 филиалов центра (2 в г. Арсеньеве и по одному в г.г. Артеме, Находке, Уссурийске, Владивостоке, Шкотовском, Октябрьском районах). На базе Центра создана краевая экспериментальная площадка по развитию дистанционного обучения. Совместно с ГОАУ ВПО ДВФУ здесь проводятся обучающие семинары, научно-практические конференции об особенностях организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий и применением компьютерной техники и связи для учителей, осваивающих технологии дистанционного обучения. Обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет включительно, осуществляющим их воспитание и обучение на дому самостоятельно, один раз в год выплачивается компенсация за фактически произведенные затраты, но не более 10 000 рублей в год. В перечень затрат может войти, например, оплата образовательных услуг, приобретение учебной литературы, наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, специализированного компьютерного оборудования, укомплектованного в соответствии с диагнозом. В краевом бюджете 2016 года предусмотрено 2,669 млн. рублей. В крае была продолжена работа по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ), образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОУО), которые утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации в декабре 2014 года приказами №№1598, 1599, которые вступили в действие с 01.09.2016. В системе проводятся семинары, курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС ОВЗ. В период 2015 – 2016 годов в Приморском краевом институте развития образования повысили свою квалификацию 384 учителей–предметников, воспитателей, руководителей специальных (коррекционных) организаций и общеобразовательных школ. Проведен цикл семинаров «Методические подходы к построению адаптированной основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы в системе программного обеспечения для детей с ограниченными возможностями здоровья, применяемые к правоотношениям с 01 сентября 2016 года». До конца 2016 года запланировано проведение курсов повышения квалификации, семинаров для воспитателей, учителей-предметников (учителей математики, истории, биологии, географии) коррекционных образовательных организаций. Изданы публикации научных, методических, аналитических материалов по вопросам введения и реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в научно-практическом журнале «Учитель Приморья» (№ 11 2015г. «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в России»; № 12 2015г. Статья «Собственный путь от интеграции к инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра»). методические рекомендации, обобщающие опыт работы педагогов по реализации ФГОС НОО с ОВЗ «Система комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем обучении» в 2 частях - 2015 год; методические рекомендации «Социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» - 2016 год. Пилотной площадкой по введению ФГОС ОВЗ является Владивостокская (коррекционная) начальная школа-детский-сад VII вида. На базе школы с 01.09.2015 организована работа инклюзивного класса детей с расстройствами аутистического спектра. Обучение детей в этом классе организованно по адаптированной общеобразовательной программе для детей с РАС, учебному плану, расписаниям занятий в соответствии с требованиями второго варианта ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.01.2016 изменился порядок предоставления индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. В течение 2016 года учреждениями медико-социальной экспертизы в департамент направлены выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации 1538 детей-инвалидов (далее – ИПРА). Между департаментом и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» заключено Соглашение о взаимодействии при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Совместно с муниципальными органами управления образованием организовано исполнение образовательными организациями рекомендованных ИПРА мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов. Издан приказ департамента образования и науки Приморского края от 24.02.2016 № 178-а «О реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребека-инвалида». В целях соблюдения прав детей-инвалидов на получение образования в рамках реализации государственной Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 27.06.2016 между Администрацией Приморского края и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации заключено Соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (№ 16-С-13-ГП-17). В рамках Соглашения из федерального бюджета Приморскому краю в лице департамента образования и науки Приморского края предоставлена субсидия в размере 22,09 млн. рублей на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования условий для обучения детей-инвалидов, утвержденных государственной программой Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013-2020 годы» (в ред. постановления АПК от 02.06.2016 № 245-па). Средства краевого бюджета составляют 1167,2 тыс. рублей. В этом году условия для получения детьми-инвалидами качественного образования будут созданы в 9 образовательных учреждениях, в том числе в 4 дошкольных учреждениях гг. Артема, Арсеньева, Владивостока. В рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденного распоряжением Администрации Приморского края от 09.10.2015 № 326-ра во всех 34 муниципальных образованиях Приморского края разработаны и утверждены муниципальные планы мероприятий «дорожные карты» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. На территории края из 506 муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования, паспорт доступности имеют 374 организации, что составляет 73,91% от общего количества. 132 муниципальные дошкольные образовательные организации проходят процедуру оформления паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры. Из 494 муниципальных общеобразовательных организаций паспорт доступности имеет 421 организация, что составляет 85,22% от общего количества. 73 муниципальных общеобразовательных организаций проходят процедуру оформления паспорта доступности. В 18 муниципальных организациях дополнительного образования детей созданы условия для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия по созданию без барьерной среды в организациях дополнительного образования детей продолжаются и рассчитаны до 2020 года. Услуги по обучению и переобучению инвалидов осуществляют все профессиональные образовательные учреждения (далее ПОУ), подведомственные департаменту образования и науки Приморского края. Образование в колледжах края для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано как в группах совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, чем достигается принцип инклюзивного образования - обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В настоящее время в 31 ПОУ обучение 124 чел., имеющих инвалидность, и 368 лиц с ОВЗ по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих кадров, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена) и программам профессионального обучения осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. В 9 ПОУ края (Автомобильно-технический колледж г. Уссурийск, Приморский строительный колледж г. Артем, Промышленный индустриальный колледж г. Арсеньев, Приморский колледж энергетики и связи г. Владивосток, Приморский многопрофильный колледж г. Партизанск, Регионально-технический колледж г. Владивосток, Спасский политехнический колледж, Черниговский сельскохозяйственный колледж, Приморский строительный колледж) для выпускников коррекционных школ, специально созданы 18 групп с адаптированными образовательными программами профессионального обучения. Обучение для лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по следующим профессиям: мастер общестроительных работ, маляр, каменщик, печник, изготовитель пищевых полуфабрикатов, пекарь, повар, кондитер, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, контроллер-кассир. Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, при необходимости могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения предусмотрены различные варианты проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Для студентов-инвалидов колледжи устанавливают особый порядок освоения учебных дисциплин на основании рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида. Приказом департамента образования и науки Приморского края создана базовая профессиональная организация КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж» по внедрению системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессиональной образовательной организации.