Проблемы и перспективы развития туризма в Красноармейском районе: итоги анкетирования

Проблемы и перспективы развития туризма в Красноармейском районе: итоги анкетирования

16 августа в МУ РДЦ «Дружба» состоялся круглый стол «Туризм – точка роста Красноармейского района». Организационным отделом администрации совместно с ФГУ «Удэгейская легенда» было проведено анкетирование участников мероприятия.

Примечательно, что часть респондентов недобросовестно отнеслись к заполнению анкеты – ответы на часть вопросов не были даны, в основном где требовалось написать самостоятельный ответ, а не выбрать предложенный из списка.

Примечательно, что это первое социологическое исследование общественного мнения, организованное силами администрации района.

Подводя итоги анкетирования, сделан вывод о том, что все опрощенные респонденты (17 человек) считают развитие туризма в районе перспективным направлением. Оценивая степень привлекательности и возможности развития туристско-рекреационных ресурсов в Красноармейском районе, 75 % считают развитие туризма в районе весьма выгодным делом, за счет уникальной, первозданной природы, климатических особенностей и историко-культурных достопримечательностей (в том числе археологических памятников). 18 % считают развитие туризма возможным только для удовлетворения потребностей в отдыхе населения района, полагая, что иностранным гражданам, а также жителям других регионов нашей страны посещать Красноармейский район с целью туризма будет просто неинтересно. 11 % опрошенных (или всего 2 человека), полагают что развитие туризма в районе невозможно, однако свои ответы респонденты не прокомментировали.

Основными проблемами развития туристической отрасли по мнению участников круглого стола являются: неразвитость транспортной инфраструктуры, дорожной сети (76 %), отсутствие вливания финансовых средств в продвижение внутреннего и въездного туризма (65 %), отсутствие централизованного электроснабжения в ряде сел (53 %), отсутствие квалифицированных кадров (29 %). Также участники предложили свои варианты проблем, препятствующих развитию туризма в Красноармейском районе: замусоривание мест посещения, отсутствие оборудованных мест хранения и переработки бытовых отходов и стоков, трудности информатизации (слабо развиты все виды связи), отсутствие медицинского обеспечения туристов (длительные сроки доставки в медицинские учреждения, невозможность оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи).

Участникам было предложено оценить достоинства и недостатки основных туристских центров района, отнесенных к поселениям.

Преимущества Востокского поселения респонденты видят в наличии горнолыжной базы, профилактория, бассейна. Среди преимуществ один респондент отметил высокую активность жителей и организаций в обустройстве мест массового посещения граждан.

Недостатки также предсказуемы – транспортная отдаленность поселения.

Конечно, больше всего снимания выпало на долю Дальнекутского сельского поселения. Ведь преимущества этого уникального уголка Уссурийской тайги очевидны: экологически чистые озера и реки (Большая Уссурка и Арму), тисовая роща, близость к Национальному парку, наличие памятников истории археологии, а также исконных мест проживания иманских удэгейцев. Плюс также в том, что на территории поселения отсутствуют объекты промышленного производства, загрязняющие окружающую среду.

В характеристике недостатков Дальнекутского центра туризма участники анкетирования единогласны – качество транспортной сети, ограниченные возможности переправы через реку Большая Уссурка.

Весьма поскромничали респонденты в оценке туристических преимуществ Рощинского сельского поселения – 24 % респондентов предпочли не отвечать на вопрос, 12 % считают, что преимуществ просто нет. Оставшаяся часть респондентов видит Рощино и прилегающие к нему территории в качестве «перевалочной базы» - использование в качестве узла транспортной развязки, временного размещения туристов, отправной точки туристических маршрутов.

Недостатки Рощино – неразвитость сферы услуг, загрязнение территории поселения.

В качестве центра туризма респонденты также увидели Мельничное (в качестве отправной точки маршрутов) и Измайлихинское поселения (с. Метеоритное – как памятник природы и место падения Сихотэ-Алиньского метеорита).

Респондентам был предложен перечень отраслей (видов) туризма с просьбой отметить те виды, развитие которых рационально в Красноармейском районе следующие:

70 % (12 человек) выбрали охотничий туризм и рыбалку;

65 % (11 человек) – экологический туризм, в том числе природоохранной направленности;

47 % (8 человек) за развитие «сельского туризма», то есть отдых туристов в сельских усадьбах – туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомится с местной культурой и традициями земледелия, растениеводства. Примечательно, что туризм подобного рода очень популярен во Франции, Испании и Италии. Думаю, что нам по силам воссоздать быть русской (а может быть и старообрядческой) деревни в отдельно взятом уголке района. Такое же количество респондентов «за» развитие этнографического туризма – ведь сколько можно написать научно-исследовательских работ в сфере археологии (общеизвестно, что на территории района более 70 памятников археологии, например, большой интерес к памятникам чжурчжэньского периода проявляют японцы), этнографии, антропологии, минералогии.

Развитие туризма на территории невозможно без привлечения местного населения. 76 % респондентов (13 человек) полагают, что жителей Красноармейского района можно трудоустроить для транспортного обслуживания туристов, задействовать в егерской деятельности (сопровождение туристов на охоте, рыбалке). 65 % (11 человек) считают, что жители району могут работать в качестве гидов и экскурсоводов или размещать туристов в семейных гостиницах (47 %).

Развитие туризма невозможно без рекламы и информационно-коммуникационная составляющей – только при сотрудничестве с туроператорами Приморского края и Дальнего Востока (76 % анкетируемых или 13 человек), создании сайта туристических ресурсов Красноармейского района, регулярных публикаций в СМИ (65 % анкетируемых или 11 человек), распространении буклетов и прочих информационно-рекламных продуктов (8 человек) возможно грамотное и эффективное развитие туризма в Красноармейском муниципальном районе. Высказано мнение об издании ежегодного бюллетеня о туристических объектах, туристических организациях, маршрутах, действующих в районе.

Спросили респондентов и о намерении инвестировать средства в сферу туризма района. Ответы получились интересными: 65 % (11 человек) готовы вкладывать финансовые средства, 18 % (3 человека) предпочли не отвечать на данный вопрос, 6 % пока не намерены инвестировать средства в туризм, а один респондент, видимо не разобравшись, в своих желаниях и возможностях одновременно ответил о готовности инвестирования, затем передумал и отказался (или все происходило в обратном порядке). При этом в большинстве случаев респонденты оказались не готовы охарактеризовать условия при которых они готовы вкладывать средства в районный туризм (встречались ремарки «Готов ответить через некоторое время» и т.д.). Лишь трое респондентов высказали свои пожелания – наличие налоговых льгот, низких арендных ставок на землю и имущество, предоставление льготных кредитов, развитие сопутствующих видов деятельности. Выяснилось, что в районе люди у нас большие оптимисты (в нашей жизни ведь по-другому никак не выживешь), покоряет ответ: «Готов вкладывать средства при полном взаимопонимании».

Респонденты считают, что органам местного самоуправления Красноармейского района для обеспечения развития сферы туризма в районе необходимо создавать каталоги туристических организаций (маршрутов), учувствовать в соответствующих краевых программах, содействовать организациям, специализирующихся на оказании туристических услуг, привлекать местное население, содействовать подготовке персонала в сфере туризма, уделять большее внимания благоустройству поселений.

Таким образом, анкетирование участников круглого стола (напомню, что среди них были представители администраций Красноармейского и Дальнереченского районов, предприниматели, независимый эксперт в сфере туризма) позволило определить возможные направления развития туризма в районе, оценить приоритетность проблем в сфере рекреационно-туристических услуг. Участники анкетирования, выступили своего рода «лакмусовой бумажкой» мнения населения. Надеемся, что применение социологических методов учета общественного мнения населения приживется и участвуя в опросах, анкетированиях, интервью жители так или иначе будут влиять на принятие управленческих решений органами местного самоуправления поселенческого и районного уровней.

И. Мерзлякова, старший специалист 1 разряда

организационного отдела АКМР