АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ

Административные услуги предоставляются гражданам и юридическим лицам непосредственно исполнительными (исполнительно-распорядительными) органами власти либо специально создаваемыми и уполномоченными государственными (муниципальными) учреждениями.

Суть этих услуг заключается в том, что они представляют собой «юридически значимые действия» исполнительной власти. А их результатом является предоставление права конкретному гражданину или организации для получения какой-либо реальной услуги, но не самой этой услуги удовлетворяющей действительную жизненную потребность человека, либо предоставление права осуществления какой-то деятельности: как правило, предпринимательской, но может быть и иной, например, некоммерческой социально-культурной, благотворительной и т.д.

Вообще говоря, первоначально в Концепции административной реформы было заложено именно такое, довольно узкое, понимание государственной услуги, не предусматривающее так называемых социальных услуг, что явствует из многих документов и методических рекомендаций.

Таким образом, предоставление «административных услуг» само по себе не удовлетворяет реальных жизненных потребностей граждан, а лишь реализует налагаемые государством на граждан и организации обязанности по подтверждению их установленных законодательством прав на получение каких-либо действительных благ, способных удовлетворить их реальные жизненные потребности. Иначе говоря, административная услуга (результат ее оказания) представляет собой лишь условие (необходимое, но еще не достаточное) получения тех или иных реальных благ, в том числе и услуг.

Административные услуги оказываются исполнительными органами власти либо специально создаваемыми ими для этой цели учреждениями и предприятиями в соответствующей сфере компетенции каждого органа власти (подведомственные ему учреждения и предприятия). При этом тенденцией является перевод максимально возможного (в идеале 100%) количества административных услуг на предоставление их именно учреждениями и предприятиями в некоммерческой сфере, но с элементами коммерциализации  в той или иной степени. У органов же власти должны оставаться лишь собственно публично-управленческие функции, такие как: создание подведомственных учреждений на подвластной, территории определение целей и задач их деятельности, подбор, назначение и смена их руководителей, формирование и доведение до учреждений государственных и муниципальных заданий по ассортименту, объемам и качеству публичных услуг, контроль исполнения, применение санкций и поощрений, корректировка заданий и развитие в целом системы оказания услуг, за которые они ответственны.

Наиболее эффективной для органов власти и результативной для населения формой административных учреждений, как доказывает богатый международный и начальный отечественный опыт, являются межведомственные многофункциональные центры (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг, реализующих принцип «одного окна» для обращения адресата услуги. В таких центрах осуществляется значительная экономия бюджетных средств на издержках содержания административных зданий, более интенсивного и рационального использования оборудования, ускорении межведомственного информационного взаимодействия. В результате и для граждан отпадает необходимость хождения по многочисленным учреждениям, сроки предоставления услуг сокращаются, а комфортность условий, в которых они заказываются и предоставляются, существенно возрастает.

Особый класс публичных услуг, а именно те, что удовлетворяют массовые потребности граждан и гарантируются государством, но предоставляются не органами власти, а учреждениями социального характера, предприятиями и иными организациями, получили название социальные услуги. К их стандартизации и регламентации приступили только на третьем этапе реализации административной реформы с развертыванием такой работы на уровне субъектов РФ и, особенно, муниципальных образований в связи с особой важностью социальных услуг в деятельности именно местного самоуправления.

Основными сферами социальных услуг принято считать: образование и воспитание, здравоохранение, культура, физкультура и массовый спорт, коллективные отдых и развлечения, социальная защита, занятость населения, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, а также ряд других.

Для органов местного самоуправления оказание социальных услуг населению, в соответствии с их компетенцией, является основным содержанием деятельности, в то время как в деятельности органов государственной власти, особенно федеральных, они занимают сравнительно меньшее место.

С переходом административной реформы на региональный и муниципальный уровень стала ощущаться потребность в разработке стандартов наиболее массовых социальных услуг, за предоставление которых несут ответственность органы государственной власти субъектов РФ.

 

И.А. Мерзлякова,

старший специалист 1 разряда

 организационного отдела администрации

 Красноармейского муниципального района

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Официальный интернет-портал правовой информации