СООТНОШЕНИЕ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ, ИХ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

СООТНОШЕНИЕ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ, ИХ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

Стандарт публичной услуги – это система требований к публичной услуге в интересах ее получателя, закрепленная в виде отдельного нормативного правового акта в порядке, установленном законодательством об административных регламентах и  стандартах публичных услуг.

Требования к условиям и порядку предоставления административной публичной услуги, в том числе муниципальной, должны содержаться в соответствующем разделе административного регламента ее оказания и не носят названия стандарта соответствующей услуги, поскольку они представляют собой заданные характеристики непосредственно административных процедур и действий исполняющих их органов власти (или их учреждений), подразделений и служащих, которые осуществляют соответствующую деятельность в пользу граждан и юридических лиц. Иначе говоря, стандарты административных услуг не должны разрабатываться самостоятельные документы.

Требования к условиям и порядку предоставления социальной услуги должны быть сформулированы в отдельном нормативном правовом акте – стандарте качества ее предоставления, поскольку он содержит требования не к административным процедурам, а к условиям комфортности получения услуги и к результатам деятельности по ее оказанию, которые характеризуют уровень реализации социальных гарантий граждан и ожидаемую степень их удовлетворенности качеством социальных услуг.

Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, где почти весь объем содержания приходится на административные процедуры и действия, вполне правомерно утверждаются в форме подзаконных нормативных актов руководителями соответствующих исполнительных органов государственной власти. А на муниципальном уровне, по аналогии,  соответствующие регламенты целесообразно утверждать постановлениями (по оказанию услуг) и распоряжениями (по исполнению функций, не являющихся услугами) местной администрации.

Административный регламент оказания публичной (государственной или муниципальной) услуги – это правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и/или принятия решений органом исполнительной власти либо уполномоченными на предоставление услуги государственными и муниципальными учреждениями в связи с непосредственным обращением (заявлением) граждан или организаций в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стандарт государственной либо муниципальной социальной услуги – это правовой акт, содержащий систему обязательных для исполнения правил, которые устанавливают в интересах  получателя услуги  требования к ее предоставлению, включающие  характеристики  условий доступа к ней и условий, в которых она оказывается, а также процесса, формы, содержания и результата оказания данной услуги. Он служит правовой основой деятельности организаций, непосредственно предоставляющих саму услугу.

Стандарты социальных услуг являются основой для разработки административных регламентов соответствующих государственных либо муниципальных функций, не являющихся услугами, по организации системы предоставления той или иной социальной услуги населению на подведомственной территории.

Организация системы в данном случае включает:

1) планирование объема и уровня качества предоставления той или иной муниципальной социальной услуги;

2) формирование государственного либо муниципального задания учреждениям и иным организациям на предоставление социальной услуги или группы, «пакета» родственных социальных услуг, требования к предоставлению которых одинаковы или близки;

3) выдачу государственного либо муниципального задания подведомственному учреждению (учреждениям) на бесконкурсной основе в предусмотренных законодательством случаях, либо проведение конкурса на получение иными организациями государственного либо муниципального заказа на предоставление данной социальной услуги (услуг);

4) заключение договора (контракта) на оказание социальной услуги с соответствующей организацией на основе государственного либо муниципального задания, если она не является подведомственным учреждением, и осуществление финансирования;

5) осуществление контроля за оказанием социальных услуг с возможным применением санкций вплоть до приостановления действия либо аннулирования соответствующего государственного (муниципального) контракта. В тоже время нет никакой необходимости в разработке административных регламентов оказания социальных услуг по той причине, что такие услуги не оказываются собственно органами исполнительной власти. Вместо этого организации, непосредственно предоставляющие данные услуги населению, разрабатывают собственные организационные документы, определяющие порядок (последовательность процедур и действий, их исполнителей) оказания услуг в соответствии с требованиями, которые установлены в стандартах, утвержденных соответствующими органами власти.

Таким образом, основные различия административных и социальных услуг заключаются в ключевых характеристиках услуг – социальные услуги предоставляются только гражданам, административные же могут предоставляться и юридическим лицам. Субъектом предоставления административной услуги может быть только орган исполнительной власти соответствующего уровня, социальной - Социальные учреждения и организации, результатом деятельности которых является предоставление реальных социальных благ населению улучшающее физические, интеллектуальные, эстетические и иные качества и способности человека.

 

И.А. Мерзлякова,

старший специалист 1 разряда

 организационного отдела администрации

 Красноармейского муниципального района