РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНОГО (ДОСУДЕБНОГО) ОБЖАЛОВАНИЯ В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНОГО (ДОСУДЕБНОГО) ОБЖАЛОВАНИЯ В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления, так как одной из самых острых проблем остается повышение уровня доверия населения к власти. Реформирование деятельности и повышения ответственности органов власти является одним из важнейших инструментов для решения этой проблемы.

Это, прежде всего:

– политическое реформирование, направленное на радикальное сокращение функций государственных органов;

– правовое реформирование, направленное на формирование эффективно работающего механизма взаимоотношений между гражданином и государством;

– административное реформирование, направленное на совершенствование административных процедур.

Таким образом, административная реформа – это комплекс мер, направленных на построение эффективной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их деятельности, совершенствованию организации ее функций, форм и методов деятельности

Основная стратегическая цель административной реформы – сделать власть более эффективной, то есть способной работать оперативнее и экономичнее, так преобразовать систему и порядок работы органов исполнительной власти, чтобы их деятельность была сориентирована, прежде всего, на реализацию интересов населения. 

В рамках внедрения в деятельность органов власти и управления административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения соответствующих функций были сделаны первые  шаги в рамках совершенствования механизмов досудебного обжалования.

До января 2012 года жалобы (обращения) граждан, которые требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов, рассматривались в общем порядке, наравне с иными обращениями. Этот не способствовало предоставлению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Федеральный закон № 59-ФЗ не регулирует вопросы обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц.

Альтернативой обращения является подача иска в суд. Однако существующие возможности судебного урегулирования соответствующих вопросов весьма затратные во временном, финансовом и организационном отношении, при этом вопрос, по которому принимается судебное решение, к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя.

Право заявителей на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных (муниципальных) услуг закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», однако он не устанавливал процедуру рассмотрения жалоб (обращений), а также ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан и юридических лиц при предоставлении государственных и муниципальных  услуг.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 года  № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призван создание и развитие действенного механизма досудебного (внесудебного) обжалования, позволяющего обеспечить соблюдение прав или законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе путем установления ответственности должностных лиц органов власти за несоблюдение требований законодательства.

Федеральный закон закрепляет возможность оперативной подачи жалобы в письменной или электронной форме, а также по телефону в органы, предоставляющие государственную или муниципальную услугу, на имя должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалоб, – заместителя руководителя соответствующего органа (территориального органа), который руководит деятельностью комиссии по рассмотрению административных жалоб.

Жалоба на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственную или муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих может быть направлена в многофункциональный центр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, официального сайта органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, единого или регионального портала государственных и муниципальных услуг либо при личном приеме заявителя.

Срок рассмотрения жалоб сокращен до 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в принятии документов у заявителя либо исправления допущенных опечаток и ошибок или нарушения установленного срока таких исправлений – в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалоба может быть удовлетворена либо в удовлетворении жалобы может быть отказано.

Законом введена ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также за неправомерный отказ в удовлетворении жалобы. В рамках реализации Федерального закона № 383-ФЗ внесены изменения в часть 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг. Законом закреплен особый статус жалобы (административной жалобы) на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, организаций, участвующих в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, а также порядок их рассмотрения и принятия по ним решений по сравнению с другими обращениями граждан и организаций. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется следующими составами административных правонарушений:

   – грубое нарушение должностным лицом органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, сроков предоставления государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

   – затребование должностным лицом органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, документов, платы, не предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

   – отказ уполномоченного должностного лица органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, в принятии документов у заявителя;

   – грубое нарушение должностным лицом органа исполнительной власти сроков регистрации запроса заявителя о предоставлении государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

   – несоблюдение должностным лицом органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по рассмотрению административных жалоб, порядка рассмотрения административной жалобы, выразившееся в отказе ее регистрации, нарушении сроков ее рассмотрения и принятия по ней решения, а равно заведомо неправомерный отказ в удовлетворении административной жалобы;

   – отказ должностного лица органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок или нарушение установленного срока таких исправлений.

С принятием Федерального закона заложены основы механизма досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а также организаций, участвующих в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги.

Федеральным законом № 383-ФЗ также вносятся дополнения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления общих требований к порядку подачи и рассмотрения жалобы, ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг, а также ответственность за неправомерный отказ в удовлетворении административной жалобы.

Создание и функционирование федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти.

С внесением изменений в федеральное законодательство, ужесточается ответственность чиновников за качество оказания государственных и муниципальных услуг: удовлетворении жалобы (обращения) заявителя на противоправные действия (бездействия) должностного лица имя его руководителя, прокуратура штрафует соответствующих должностных лиц, если не удовлетворена,  гражданин  может обжаловать отказ в суде. В случае признания судом неправомерности отказа, к ответственности привлекается как предоставляющий государственную (муниципальную) услугу чиновник, так и его руководитель (вышестоящее должностное лицо), отказавшийся удовлетворить обращение (жалобу).   

Федеральным законом 383-ФЗ введена административная ответственность должностных лиц за несоблюдение порядка процедур и сроков, за требование документов, информации и платы, не предусмотренных административными регламентами – штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, за повторное нарушение установленных требований – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, за неправомерный отказ в удовлетворении жалобы – штраф от 10 до 30 тысяч рублей.

Изменения в законодательстве направлены на обеспечение оперативного рассмотрения обращений (жалоб) граждан в органы власти, усиления контроля со стороны органов прокуратуры, стимулирования обращений граждан непосредственно в органы власти и управления, а, следовательно, создания условий для разгрузки судов.

В целом, механизм досудебного обжалования действий (бездействий) органов власти и их должностных лиц призван обеспечить защиту законных прав и интересов граждан, создать условия для развития гражданского общества. Однако, в современных условиях, уровень правосознания и правовой культуры населения, а также компетентности и организации управленческого труда в органах власти и управления находится на недостаточно высоком уровне, следовательно,

Таким образом, в современных условиях российского общества принимается ряд мер, направленных на обеспечение развития механизма административного обжалования, как одного из ключевых элементов правового государства.

 

И.А. Мерзлякова,

старший специалист 1 разряда

 организационного отдела администрации

 Красноармейского муниципального района

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Официальный интернет-портал правовой информации