Точка роста


«Точка Роста» - это федеральная сеть центров образования цифрового, естественного, технического и гуманитарного профилей, организованная в рамках проекта «Современная школа». Создается на базе сельских школ и общеобразовательных учреждений малых городов численностью до 60 тыс. человек. Центры не имеют статус юридического лица, а являются структурными подразделениями образовательных организаций. Призваны обеспечить высокий уровень образования, дать равные возможности для обучения всех детей в независимости от места их проживания.

Что такое «Точка Роста» и каковы ее задачи

Центр «Точка Роста» в школе предназначен для реализации основных образовательных программ по предметным областям, а также дополнительного образования. Главной целью создания образовательных центров является формирование у обучающихся необходимых навыков по вышеперечисленным дисциплинам.

Кроме того, они могут выступать в роли общественного пространства для развития цифровой грамотности, творческой, проектной деятельности и другой познавательной и социальной активности учеников школы и их родителей, учителей и управляющего персонала, а также местных жителей. Полная реализация проекта рассчитана на пять лет.

Федеральный проект «Современная школа»
мероприятие:

«Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Цель федерального проекта «Современная школа»

Вхождение РФ к 2024 году в ТОП10 стран мира по качеству общего образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, посредством обновления содержания, технологий и методов обучения

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации №P-133 от 17 декабря 2019 года

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации №Р-5 от 15 января 2020 года «О внесении изменений в распоряжение Минпросвещения России от 17 декабря 2019 года №Р-133»

Рекомендуемые документы:

• «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн)

• Приказ Минпросвещения России «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015

• Приказ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019

• Распоряжение Минпросвещения России P-145 от 25.12.2019 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

Федеральный оператор – ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»

Осуществляет организационное, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров

Определение

Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам в целях формирования современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по учебным предметам «Информатика», «ОБЖ» и предметной области «Технология», а также повышения качества и доступности образования вне зависимости от местонахождения образовательной организации

Целями деятельности Центров являются:

• СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей;

• ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ обучения по учебным предметам «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и предметной области «Технология»;

Задачами деятельности Центров является:

• Охват на обновленной материально-технической базе общеобразовательной организации контингента обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы по учебным предметам «Информатика», «ОБЖ» и предметной области «Т

ехнология»;

• Обеспечение охвата обучающихся общеобразовательной организации дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в формате проектной деятельности во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевой формы реализации образовательных программ с учетом рекомендуемых минимальных индикаторов и показателей.

Рекомендуется обеспечивать использование инфраструктуры Центра как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности во внеурочное время

(с учетом территориальных, экономических, культурных и других особенностей конкретной территории, на которой располагается Центр, содержания и направленностей образовательных программ (проектов), перечня мероприятий, проводимых Центров, режима работы общеобразовательной организации)

Образовательные направления:

Создание Центров «Точка роста» предполагает комплекс условий по оснащению образовательных организаций оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям «Естественнонаучные предметы», «Естественные науки», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Технология», образовательных программ общего образования естественно-научной и технологической направленностей, при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленностей.

Порядок создания Центра

• Общеобразовательная организация издает локальный нормативный акт:

- о создании Центра, утверждающий Положение о деятельности

Центра, включая функции по обеспечению реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей на территории муниципального района субъекта Российской Федерации - о назначении руководителя Центра;

• Учредитель общеобразовательной организации обеспечивает принятие или внесение изменений в соответствующие правовые акты и документы, в том числе (при необходимости) устав организации, государственное (муниципальное) задание на финансовый год и плановый периоды и другие акты.


Оформление кабинетов образовательного центра "Точка Роста"

Федеральная программа позволяет создавать образовательные центры на базе помещений, соответствующих определенным требованиям. Так, для открытия центра "Точка Роста" в распоряжении общеобразовательного учреждения должно быть два помещения, общая площадь каждого их них — не меньше 40 кв. м.

Данные помещения должны включать следующие функциональные зоны:

·         Учебные кабинеты по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности".

Помещение для проектной деятельности - открытое пространство, выполняющее роль центра общественной жизни образовательной организации. Помещение для проектной деятельности зонируется по принципу коворкинга, включающего шахматную гостиную, медиазону/медиатеку.

Руководство по созданию центра

Целями создания Центров «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология».

Центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.

 Создание центра «Точка роста» предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:

– оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология»;

– оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей и т. д.

– компьютерным и иным оборудованием.

Оформление кабинетов

Центр «Точка Роста» – это многофункциональное пространство, максимально эффективно задействующее помещения школы для образовательной и сопутствующей деятельности. Центр ориентирован на развитие технологической и естественно-научной образовательной направленности и охватывает предметные области: математику, информатику, технологию, физику, биологию и химию.

 При организации центра основная задача – обеспечить возможность полноценного практического и проектного обучения. Для этого предлагается организовать лаборатории: технологическую, физическую, биологическую, химическую. Также рекомендуется задействовать библиотеки и рекреации для самостоятельной работы, занятий в неформальной обстановке и отдыха.

Каждый центр «Точка Роста» уникальный и должен быть организован администрацией конкретной школы. Специалистами проекта разработаны примеры размещения мебели и оборудования в учебных классах, но они являются рекомендациями, а не требованиями. Единственное условие при обустройстве лабораторий – соблюдение основной идеологии проекта. Также важную роль играет брендирование образовательных помещений.

 Брендирование центров "Точка Роста"

Помещения центра «Точка Роста» брендируются фирменными стилями: «Точка Роста», национальный проект «Образование», Министерство просвещения Российской Федерации. Рассказываем про основные необходимые элементы, которые следует разместить при организации образовательного пространства «Точка Роста».

Учебные помещения

Внутри учебных помещений размещается один фирменный знак «Точка Роста» и одна информационная табличка (со знаком национального проекта «Образование» и гербом Министерства просвещения РФ). Достаточно разместить фирменный знак и табличку в основных учебных помещениях.

Дополнительные помещения (рекреации, библиотеки) нет необходимости брендировать этими элементами. 

Размещение фирменного знака

Фирменный знак размещается на любой свободной стене после того, как благоустроено помещение, чтобы он не помешал размещению мебели и методического материала.

Размещение информационной таблички

Табличку лучше всего размещать рядом c информационными досками или входной дверью.

Холл

В холле школы размещается брендированный информационный стенд. В ячейках может размещаться информация на усмотрение администрации школы о «Точке Роста» данной школы: описание, фотографии, расписание, мероприятия, объявления и пр.

Навигационная табличка

При входе в помещения центра «Точка Роста» размещается навигационная табличка с полноцветным фирменным знаком «Точка Роста» на белом фоне.

Табличку следует размещать, аккуратно выровняв с основной навигацией или расположив симметрично ей относительно входной двери. Основная навигация (название или нумерация помещений) выполняется в одной стилистике с существующей школьной навигацией.





Школы Приморского края, где будут созданы центры Точка роста в 2021 году


Методические указания по формированию специальных разделов на официальных сайтах образовательных организаций, на базе которых создаются центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», детские технопарки «Кванториум», центры цифрового образования «IT-куб»


Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»


Распоряжение Правительства Приморского края от 26.12.2020 № 619-рп «О создании в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах на территории Приморского края, центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста»