КАК ГРАМОТНО ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЮ





I. Введение


Концепция антинаркотической информационной политики в Приморском крае на 2016-2017 годы (далее – Концепция) разработана во исполнение п. 1.4.1. протокола заседания антинаркотической комиссии Приморского края от 21.03.2016 № 34.

Необходимость разработки Концепции обусловлена динамикой изменений, происходящих в Приморском крае, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего с появлением новых видов синтетических наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики) и расширением масштабов их незаконного распространения.

Наркомания в Приморском крае остается одной из наиболее острых социальных проблем, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья населения, демографическую ситуацию и криминогенную обстановку. В соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга наркоситуации, а также критериями оценки наркоситуации в Российской Федерации и её субъектах, утвержденными Государственным антинаркотическим комитетом, ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Приморском крае оценивается как тяжелая.

Наркомания остается одной из наиболее острых социальных проблем, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья населения, демографическую ситуацию и криминогенную обстановку

По состоянию на 1 января 2016 года в наркологических учреждениях Приморского края зарегистрировано 14960 потребителей наркотических средств и психотропных веществ, в том числе 6196 больных наркоманией, что на 45% превышает среднероссийский уровень заболеваемости наркоманией из расчета на 100 тыс. населения  (Приморский край – 320,4 ед.; Российская Федерация – 220,3 ед.).

Высокая концентрация наркопотребителей в Приморском крае на 100 тыс. населения формирует устойчивый спрос на наркотики и способствует увеличению количества преступлений, совершенных лицами в состоянии наркотического опьянения (2012 год – 469  преступлений, 2013 год – 504; 2014 год - 559; 2015 год – 847, рост в сравнении с 2014 годом на 51 %), количества правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков (2013 год – 2567 правонарушений; 2014 год – 3732; 2015 год – 5013, рост на 34 %), а также увеличению количества случаев острых отравлений наркотическими средствами (2012 год – 160 случаев, 2013 год - 492; 2014 год – 534; 2015 год – 536, рост на 0,7 %).

По данным социологического исследования в структуре потребляемых наркотиков продолжает увеличиваться доля синтетических наркотических средств (курительные смеси, «спайсы», «скорость»)  (2013 год - 22%, 2014 год - 27,6%, 2015 год – 36%). Латентное потребление синтетических наркотиков отмечено на территории 22 муниципальных образований Приморского края (2014 год – 19). Растет количество наркопотребителей, указывающих на приобретение наркотиков посредством сети «Интернет» (с 20,7% в 2014 году, до 30,9% в 2015 году).  Основными мотивами первых проб остается любопытство (28,5%) и стремление выглядеть в компании сверстников также как все (22,4 %).

В результате этого наблюдается значительное увеличение количества случаев экспериментов подростков с наркотиками, в первую очередь среди обучающихся старших классов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также увеличение возрастного диапазона первых проб наркотиков до 25 лет и старше. В этих условиях необходимо наращивать усилия в сфере первичной профилактики незаконного потребления синтетических наркотиков, в первую очередь среди подростков и молодежи, путем организации и проведения системной информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации, задействования потенциала родительской аудитории.


II. Цели Концепции


1. Формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков среди населения Приморского края.

2. Снижение масштабов немедицинского потребления наркотиков и потребительского спроса на них.


III. Задачи Концепции


1. Проведение грамотной информационной политики в средствах массовой информации.

2. Повышение уровня осведомленности всех слоев населения Приморского края о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте.

3. Предоставление жителям Приморского края максимально полной и достоверной информации о мерах административной и уголовной ответственности за правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотиков.

4. Информирование наркопотребителей и их родственников о предоставлении бесплатной специализированной наркологической помощи, условиях и порядке оказания услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, механизмах их правового побуждения к освобождению от наркотической зависимости.


IV. Участники мероприятий по реализации Концепции   

      

- департамент информационной политики Приморского края;

- департамент по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края;

- департамент здравоохранения Приморского края;

- департамент труда и социального развития Приморского края;

- департамент образования и науки Приморского края;

- Управление МВД России по Приморскому краю;

- Дальневосточная оперативная таможня ДВТУ ФТС России;

- ГУ ФСИН России по Приморскому краю;

- Управление Роскомнадзора по Приморскому краю;

- органы местного самоуправления Приморского края;

- средства массовой информации и информационные агентства.


V. Срок реализации:


2016-2017 годы.

 

VI. Финансовое обеспечение


Реализация информационно – пропагандистских антинаркотических мероприятий (далее - антинаркотическая пропаганда) осуществляется за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Приморского края в рамках реализации государственных программ Приморского края «Безопасный край» на 2015 – 2020 годы», «Информационное общество» на 2013 – 2020 годы» и муниципальных программ.


VII. Основные принципы проведения антинаркотической пропаганды на территории Приморского края


1. Антинаркотическая пропаганда осуществляется на основе:

1.1. Гласности, достоверности, объективности и оперативности предоставления информации в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, государственной и иной охраняемой законом тайны.

1.2. Недопустимости пропаганды методов заместительной терапии и легализации потребления отдельных видов наркотиков.

1.3. Комплексного (научно-методического) подхода к проблеме незаконного потребления наркотиков и наркомании, системности и непрерывности в проведении данной деятельности, охвата информационно-просветительными мероприятиями целевых групп населения.

Материалы, информирующие о деятельности правоохранительных органов, изъятии партий наркотиков из незаконного оборота, не должны указывать их стоимость, размер доходов, полученных от их производства, транспортировки (контрабанды) и сбыта и другие сведения, позволяющие сделать вывод, о прибыльности и безопасности незаконных сделок с наркотиками

1.4. Дифференцированного (адресного) отношения к публикуемым материалам, ориентированным на различные социальные и возрастные группы населения.

1.5. Участия государственных, муниципальных и иных органов и организаций, средств массовой информации и информационных агентств в проведении данной деятельности.

1.6. Координации деятельности её участников на основе решений антинаркотической комиссии Приморского края, муниципальных антинаркотических комиссий, общественных экспертных советов и рабочей группы специально уполномоченных представителей средств массовой информации.  

1.7 Осуществления контроля за содержанием информационных материалов, публикуемых в СМИ.

2. При проведении антинаркотической пропаганды:

2.1. Следует избегать деления наркотиков на «легкие» и «тяжелые», по принципу их воздействия на организм человека, с высказываниями в пользу легализации «легких» наркотиков в связи с их мнимой безобидности для организма человека, а также тиражирования иных мифов о необыкновенной яркости ощущений, психологической раскрепощенности, полете фантазий, и иных необычных, «таинственных» ощущениях, возникающих после употребления наркотиков, изобретении либо поступлении в незаконный оборот наркотических средств, не имеющих отрицательных последствий, не вызывающих привыкания и т.д.

2.2. Необходимо акцентировать внимание общественности на:

- неотвратимости наказания за немедицинское потребление наркотиков и участие в их незаконном обороте;

полиция_звонок.JPG

- необходимости усиления борьбы с наркопреступностью, распространением наркомании, а также на связанные с этим социальные и правовые последствия, как для самого потребителя, так и для общества в целом (деградацию личности наркомана, страдания его родных и близких, рост количества преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения и т.п.);

- взаимосвязи наркопотребления с тяжелыми заболеваниями (СПИД, гепатиты и др.), психозами и смертностью, а также с преступностью и терроризмом;

- ограничениях для наркозависимых лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе, на право управления транспортным средством, владением оружием, прохождение государственной службы, на занятие иными видами профессиональной деятельности).

3. В связи с наличием поверхностных, часто искаженных знаний о наркотиках в молодежной среде, их активной пропаганде в сети Интернет, а также использованием преступниками практики «бесплатной раздачи (либо продажи по демпинговым ценам) наркотиков среди школьников и студентов с целью расширения сбытовой сети при планировании и проведении антинаркотической пропаганды данная целевая аудитория является приоритетной.

При организации мероприятий, направленных на данную возрастную категорию, а также их родителей, необходимо делать акцент на:

– формировании в сознании подрастающего поколения установок недоверия, ощущения угрозы к лицам, распространяющим и употребляющим наркотики.

 предоставлении максимально полной, объективной и достоверной информации о вредных последствиях немедицинского употребления любых наркотических средств;

 обучении навыкам противодействия вовлечению в употребление наркотических средств и психотропных веществ;

– предоставлении исчерпывающей информации о мерах административной и уголовной ответственности за правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

 своевременном информировании населения о наиболее значимых уголовных делах, судебных процессах и приговорах по преступлениям, касающимся незаконного оборота наркотиков, а также рейдах, операциях и проверках.

Материалы, информирующие о деятельности правоохранительных органов, изъятии партий наркотиков из незаконного оборота, не должны указывать их стоимость, размер доходов, полученных от их производства, транспортировки (контрабанды) и сбыта и другие сведения, позволяющие сделать вывод, о прибыльности и безопасности незаконных сделок с наркотиками.

4. Одним из направлений антинаркотической пропаганды является предоставление сведений наркозависимым лицам и их родственникам об оказании бесплатной специализированной наркологической помощи, механизмах правового побуждения к освобождению от наркотической зависимости, условиях и порядке оказания услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в государственных учреждениях и некоммерческих организациях.


 VIII. Формы антинаркотической пропаганды


При проведении антинаркотической пропаганды в Приморском крае используются наиболее эффективные формы воздействия на массовое и индивидуальное сознание человека, прежде всего молодежной аудитории.

Приоритет при проведении антинаркотической пропаганды отдается следующим формам:

 организация специализированных программ, теле-, кинофильмов, сюжетов в наиболее рейтинговых (прежде всего новостных) программах, радиовыступлений;

 организация регулярных рубрик, разделов, тематических страниц, целевых публикаций в печатных средствах массовой информации;

 использование возможностей социальной рекламы (в т.ч. телевизионной и наружной);

 выпуск и распространение специализированных плакатов, листовок, буклетов;

 проведение семинаров, научно-практических конференций, тренингов, круглых столов, лекций и других мероприятий по методикам освещения проблем наркомании в СМИ.


IX. Методы реализации Концепции


 В целях информационного наполнения публикуемых материалов Управление МВД России по Приморскому краю, ДВОТ ДВТУ ФТС России, ГУ ФСИН России по Приморскому краю, департаменты здравоохранения Приморскому краю, труда и социального развития Приморского края, образования и науки Приморского края, и подведомственные им учреждения предоставляют по запросам департамента информационной политики Приморского края, органов местного самоуправления, средств массовой информации и информационных агентств информацию о негативных последствиях незаконного оборота и потребления наркотиков, о проводимых мероприятиях по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, результатах рассмотрения дел в судах.

Для размещения подготовленной информации используются:

 официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления Приморского края;

 печатные и электронные средства массовой информации,  информационные агентства, радиостанции;

 средства наглядной агитации;

 социальные медиаресурсы.

При проведении мероприятий могут привлекаться специалисты, видные деятели культуры, спорта и искусства, а также представители традиционных религиозных конфессий.


X. Целевые группы антинаркотической пропаганды


1. Дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет.

2. Родители (законные представители) детей и подростков.

3. Молодежь в возрасте до 30 лет.

4. Работающее население и военнослужащие.

5. Наркопотребители и их родственники.


XI. Ожидаемые результаты

      

1. Повышение уровня информированности населения Приморского края о негативных последствиях потребления наркотиков и участия их в незаконном обороте до 90% в 2017 году (по данным социологического исследования).

2. Увеличение доли лиц, имеющих сформировавшуюся установку на отказ от предложения наркотиков до 82 % (по данным социологического исследования).

 




Методические рекомендации

для журналистов по вопросам подготовки антинаркотических материалов

 


В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации наблюдается осложнение ситуация, связанной со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ, включая наркотические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц со сформированной зависимостью от наркотиков - больных наркоманией.

Не исключением является и Приморский край, в котором, в соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга наркоситуации, а также критериями оценки наркоситуации в Российской Федерации и её субъектах, утвержденными Государственным антинаркотическим комитетом, ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ оценивается как тяжелая.

IMG_0884.JPG

По состоянию на 1 января 2016 года в наркологических учреждениях Приморского края зарегистрировано 14960 потребителей наркотических средств и психотропных веществ, в том числе 6196 больных наркоманией, что на 45% превышает среднероссийский уровень заболеваемости наркоманией из расчета на 100 тыс. населения (Приморский край – 320,4 ед.; Российская Федерация – 220,3 ед.).

По данным социологического исследования в структуре потребляемых наркотиков продолжает увеличиваться доля синтетических наркотических средств (курительные смеси, «спайсы», «скорость») (2013 год - 22%, 2014 год - 27,6%, 2015 год – 36%). Латентное потребление синтетических наркотиков отмечено на территории 22 муниципальных образований Приморского края (2014 год – 19).

За пропаганду наркотиков и склонение к потреблению наркотиков статьями 6.13 КоАП РФ и 230 УК РФ установлены административная и уголовная ответственность

Основные правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установлены Федеральным законом от 08.01.1998 № 3–ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральным законом №3-ФЗ).

В соответствии с указанным Федеральным законом, в Российской Федерации запрещается:

- незаконный оборот (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ;

- незаконное культивирование наркосодержащих растений (создание специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям);

- потребление наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ без назначения врача;

- пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ (распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или иным способом).

За незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее – наркотики) статьями 228, 228.1, 228.3, 228.4, 229.1, 231, 231.1, 234 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена уголовная ответственность, предусматривающая наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет.

За немедицинское потребление наркотиков статьями 6.9, 20.20, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность, предусматривающая наказание в виде административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей или административного ареста сроком до пятнадцати суток. При назначении административного наказания судья также может возложить на наркопотребителя обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

За пропаганду наркотиков и склонение к потреблению наркотиков статьями 6.13 КоАП РФ и 230 УК РФ установлены административная и уголовная ответственность.

Помимо уголовной и административной ответственности Федеральным законом предусмотрены иные юридические последствия для наркопотребителей. В том числе, установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, включая: управление транспортными средствами; работы на судах; подводные, подземные и высотные работы; педагогическую деятельность, а также иную деятельность, связанную с образовательным процессом в образовательных организациях; работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях; работы, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых; работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей; работы, связанные с обслуживанием сосудов под давлением (в т.ч. котельных); работы, связанные с производством, транспортировкой и применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов и веществ; работы на взрыво- и пожароопасных производствах и др).

Проблема наркомании многогранна и многопланова, в ней присутствуют юридические, социальные, психологические, медицинские и другие аспекты

Противодействие незаконному обороту наркотиков осуществляют органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, таможенные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с Указом Президента Российской Федераций от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее – Указ) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, а её функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России).

В соответствии со ст. 3 данного Указа МВД России является:

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

- правопреемником упраздняемой ФСКН России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

IMG_1225.JPG

МВД России предписано обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемой ФСКН России.

Государство гарантирует больным наркоманией оказание бесплатной, и при желании анонимной наркологической помощи, которая включает: профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию.

Наркологическая помощь больным наркоманией оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, а больным наркоманией несовершеннолетним - при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Профилактика и диагностика наркомании, медицинская реабилитация больных наркоманией осуществляются в медицинских организациях. Лечение больных наркоманией проводится только в медицинских организациях государственной системы здравоохранения.

 

Освещение антинаркотических материалов в СМИ

Согласно статье 1 Федерального закона №3-ФЗ понятие антинаркотической пропаганды включает в себя пропаганду здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленную на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Главная цель антинаркотической пропаганды – предупреждение потребления наркотиков и снижение числа их потребителей.

Очевидно, что в числе мер предупреждения наркомании и совершаемых на ее почве преступлений антинаркотическая пропаганда, проводимая при помощи средств массовой информации, занимает особое место.

СМИ могут давать необходимые знания о вреде наркотиков, способствовать формированию установки на здоровый образ жизни и неприятие наркотиков. Но СМИ могут способствовать и обратным процессам. Это особенно важно предусмотреть и предупредить при освещении проблемы наркомании, чтобы не получить не планируемого обратного эффекта (пропаганды наркотических средств).

В 2001 году в Российской Федерации был создан первый документ, формулирующий основные принципы, которыми должны руководствоваться журналисты при освещении проблемы наркомании - Декларация «Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обращению».

Главная цель антинаркотической пропаганды – предупреждение потребления наркотиков и снижение числа их потребителей

Анализ, проведенный специалистами, позволил выявить несколько проблемных ситуаций в сфере освещения средствами массовой информации темы наркотиков и наркомании.

Первая проблема связана с отсутствием у специалистов четких представлений о необходимой степени участия и активности СМИ в освещении темы наркотиков.

Сегодня в мире существуют два диаметрально противоположных взгляда на проведение профилактики наркомании с использованием СМИ:

1.Нужно как можно больше рассказывать населению о наркотиках и связанных с ними опасностях;

2.Частое упоминание о наркотиках, не обусловленное реальной потребностью людей в этой специфической информации, провоцирует интерес к ним.

При всем видимом различии подходов авторов этих идей к антинаркотической пропаганде, они преследуют одну цель. И достичь ее можно только тогда, когда оба направления используются вместе, продуманно, целенаправленно.

Вторая проблема связана с неопределенностью целевого объекта (т.е. адресата) антинаркотических материалов СМИ.

Подавляющее большинство авторов, готовящих материалы на антинаркотические темы, не дают себе отчета какова их целевая аудитория, кто с наибольшей вероятностью прочитает статью, посмотрит сюжет. Будут ли это родители, подростки ни разу не пробовавшие наркотик, молодые люди уже имеющих опыт потребления наркотиков, специалисты (психологи, наркологов) или др. Есть ли эта категория людей среди аудитории данного СМИ, какую часть она составляет? Что востребовано, что может «зацепить» большинство читателей именно Вашей конкретной газеты (зрителей телеканала, слушателей радиостанции)?

Как следствие, даже качественные, хорошо подготовленные статьи, фильмы, программы не достигают своей цели, уходят «в песок», подчас вызывая лишь раздражение.

Третья проблемная ситуация – это отсутствие четких ориентиров и представлений о конечных целях выступления СМИ. Нередко СМИ спекулируют на этой «модной», «жаренной» теме, при этом, стремясь глубоко проникнуть в субкультуру наркоманов с целью вызвать интерес у аудитории, украсить текст, придать ему пикантности, расписать «экзотику» наркоманского быта, познакомить с жаргоном, обычаями, моралью наркоманов. Применение подобных приемов может повысить рейтинг издания, но, при этом, сводит на нет всю его профилактическую направленность.

Обилие упоминаний о наркотиках в различных материалах, мимолетные высказывания лидеров общественного мнения (популярных музыкантов, ди-джеев и т.д.) о том, что он употребляет или употреблял наркотики, либо «все курили» и «кто в молодости не баловался», может снизить их опасность в глазах подростков и молодежи

Кроме того, обилие упоминаний о наркотиках в различных материалах, мимолетные высказывания лидеров общественного мнения (популярных музыкантов, ди-джеев и т.д.) о том, что он употребляет или употреблял наркотики, либо «все курили» и «кто в молодости не баловался», может снизить их опасность в глазах подростков и молодежи и внушить мысль о том, что употребление наркотиков - явление гораздо более распространенное, чем это есть на самом деле, и таким образом спровоцировать их  потребление.

Четвертая проблемная ситуация, выявленная авторами исследования, это заметное смещение акцентов СМИ в сторону негатива, запугивания читателей (зрителей, слушателей) при одновременном незначительном количестве материалов, разъясняющих технологии противодействия компании, втягивающей в употребление наркотиков, обучающих что делать, если «знакомство» все-таки состоялось, а также разъясняющих на доступном языке последствия употребления. Все это приводит к тому, что у читателя формируется мнение, о собственном бессилии перед наркоугрозой, невозможности обезопасить себя и своих родных, помочь тому, кто оступился.

Одновременно, авторы отмечают еще одну интересную тенденцию: негативное отношении к наркомании как общественному явлению сочетается с терпимостью к заболеванию индивида и сочувствием к потребителю - элементы неприятия, отторжения достаточно редки. Втягивание в злоупотребление наркотиками чаще всего описывают как процесс, не подконтрольный воле пострадавшего: «это произошло случайно», «уговорили», «не подумал» - о сознательном выборе даже не упоминается. Тем не менее, у каждого человека есть выбор: никогда ни при каких обстоятельствах не прикасаться к наркотикам без назначения врача или искалечить свою жизнь. И этот выбор он делает сам.

Проблема наркомании многогранна и многопланова, в ней присутствуют юридические, социальные, психологические, медицинские и др. аспекты. При подготовке материала необходимо определиться, какой аспект проблемы вы хотите затронуть в своей статье (сюжете, программе), и обращаться за консультацией к специалистам, имеющим прямое профессиональное отношение к решению проблемы наркомании: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов.

По оценкам экспертов регулярное предоставление антинаркотической информации в виде серии статей, программ, выступлений специалистов, заметок, передач и телесюжетов, как правило, дают лучший результат, чем разовые (путь даже продолжительные или большие по объему) выступления.

При этом размещение материалов антинаркотической направленности должны способствовать решению следующих задач:

- четко формулировать перед аудиторией позицию отрицательного отношения к употреблению любых видов наркотиков и участию в их незаконном обороте;

- последовательно проводить мысль о том, что употребление наркотиков свидетельствует не о свободе духа и независимости, а о духовной слабости наркомана;

- вести активную пропаганду здорового образа жизни и спорта среди молодежи как альтернативы наркотикам;

- воспитывать у детей и молодежи стремление к социально-нормативному, законопослушному поведению;

- предоставлять всем слоям населения полную и достоверную информацию о вредных последствиях немедицинского употребления наркотиков, а также об  административной и уголовной ответственности за участие в их незаконном обороте;

- своевременно информировать о мерах профилактики распространения наркомании, предпринимаемых государственными и общественными организациями, и результатах деятельности правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- обучать подростков и молодежь навыкам противодействия вовлечению в употребление наркотических средств и психотропных веществ;

- способствовать формированию ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения и обеспечивающих поддержку ребенку либо иному члену семьи, начавшему употреблять наркотики, на пути излечения от данного недуга, сдерживающих разрыв с семьей и помогающих на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

- воспитывать активную гражданскую позицию и сознательное негативное отношение к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ и участию в их незаконном обороте.

- формировать в общественном сознании образ наркомана не только как больного человека, но и правонарушителя и социально опасного человека.

 

Правило «не навреди»

При подготовке материалов на тему наркомании и ее профилактики необходимо избегать:

- использования материалов, которые дают людям возможность находить оправдание своему пристрастию к наркотикам, ставят потребителя в положение бессознательной жертвы обстоятельств;

- героизации личности наркомана, создание ареола «элитарности» и «избранности» наркомана;

- утверждений, что употребление наркотиков - это личное дело каждого отдельного человека;

- пропаганды методов заместительной терапии наркомании и легализации потребления наркотиков.

- размещения материалов, из которых читатели или зрители могут почерпнуть информацию о позитивных эффектах в состоянии опьянения (о необыкновенной яркости ощущений, психологической раскрепощённости, полете фантазии, «незабываемых» и «таинственных» ощущениях, возникающих после употребления наркотика);

- информирования о методах изготовления, использования, распространения, приобретения, наркотических средств, культивирования наркосодержащих растений;

- размещения информации о прибыльности и относительной безопасности этого криминального бизнеса;

- описания примеров избегания ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

- рассуждений о существовании «безопасных способов употребления наркотиков», о наличии «легких» наркотиков и их возможной легализации;

- высказываний о допустимости методов заместительной терапии наркомании.

Обращаем внимание, что применительно к аудитории, не употреблявшей наркотики, недопустимым является предъявление в качестве образцов для подражания лиц, выздоравливающих от наркомании либо лиц, которые в прошлом были наркоманами, но сумели освободиться от зависимости и достигнуть успеха. Эффект от таких материалов может быть прямо противоположным, т.к. исподволь формируется ошибочный постулат «он же «баловался наркотой», но бросил, и ничего страшного не случилось...».

Напротив, исповедь излечившегося наркомана, рассчитанная на потребителей наркотических средств, может способствовать осознанию ими своей проблемы и поможет встать на путь избавления от зависимости.

Психологи также предостерегают от излишнего запугивания информацией о наркотиках, особенно это касается подростково-молодежной аудитории. Так, в своем исследовании профессор социальных и поведенческих наук из университета штата Огайо Майкл Слейтер показал, что, по крайней мере, половина из общего числа подростков склонна к погоне за острыми ощущениями - на них риск действует возбуждающе. Подростки вообще воспринимают в штыки правила и нормы, установленные взрослыми, и склонны принимать на себя разумные риски. «Употребление наркотиков подсознательно может рассматриваться данной аудиторией как способ приобретения самостоятельности и независимости от родителей и от всех остальных».

Кроме того, любую запугивающую информацию целесообразно снабжать практическими рекомендациями как избежать угрозы, как действовать в сложной ситуации и т.д.


Возможные направления и тематика антинаркотических материалов

При подготовке статей, сюжетов, теле- и радиопрограмм, посвященных вопросам антинаркотической профилактики, важно акцентировать внимание аудитории на:

- том, что экспериментировать с наркотиками вредно и опасно. Даже однократная проба наркотиков может привести к необратимым последствиям. (Сказать наркотикам «Нет!» каждый человек может только сам, и лучше это сделать один раз - первый - чем потом бороться всю жизнь);

- медицинских, социальных и правовых последствиях злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами как для самого потребителя, так и для общества в целом (деградацию личности наркомана, страдания его родных и близких, рост количества преступлений, совершаемых наркоманами как в состоянии наркотического опьянения, так и в целях незаконного получения денежных средств для приобретения очередной дозы наркотика);

- необходимости борьбы с наркопреступностью;

- взаимосвязи наркомании с другими тяжелыми заболеваниями (СПИД, гепатиты, психозы и т. д.);

- формировании в сознании подрастающего поколения установок недоверия, ощущения угрозы по отношению к лицам, распространяющим и употребляющим наркотики, «немодности» и бесперспективности употребления наркотиков.

Привлекать для популяризации антинаркотических идей известных деятелей культуры, кумиров молодежной среды.

«Мимолетные» небольшие вкрапления (в виде жизненных примеров, негативных высказываний лидеров общественного мнения об употреблении наркотиков) в различные информационные сообщения и публикации, тематически не связанные с проблемами наркомании и незаконного оборота наркотиков, также позволяют избежать «эффекта перенасыщения» и добиться подчас большего эффекта, чем заумные статьи на целую полосу.


 Справочные материалы

Согласно Конвенции о наркотических средствах 1961 года в качестве наркотика рассматриваются вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения моторных функций, мышления, поведения, восприятия, галлюцинации или изменение настроения. Таким образом, злоупотребление наркотиками может вызвать проблемы как социальные, так и в области охраны здоровья нации. Отсюда вытекает необходимость законодательного регулирования обращения с наркотиками.

Общее понятие «наркотическое средство» согласно комментария к Уголовному кодексу является собирательным, включающим вещество (субстанцию) и его препарат (смесь в любом виде, содержащую одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ (и иные добавки, в том числе лекарственные препараты), независимо от того, изготовлен ли препарат промышленным либо кустарным способом.

Отдельные наркотические средства обладают различной степенью опасности, среди них есть очень высокотоксичные. При неоднократном употреблении развивается привыкание, так что для достижения эффекта требуется значительное увеличение дозы, которая была бы смертельной для новичка. Во всем мире обращение с наркотическими средствами регулируется законами, для чего Всемирная организация здравоохранения издает рекомендации. Перечень наркотических средств, на которые распространяется действие национальных законов, постоянно растет.

Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет основные понятия:

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации,…

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации,…

Препарат – смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества

Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее – прекурсоры) – вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации,…

Таким образом, закон определяет «списочный» подход в вопросе определения, что является наркотиком или психотропным веществом, а что не является в правоприменительной практике.

Собственно Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утвержден постановлением Правительства РФ № 681 от 30.06.1998 и постоянно корректируется в соответствии с появлением новых видов психоактивных веществ.

Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации,

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.

Новые потенциально опасные психоактивные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. В Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее - Реестр), включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.

Реестр стал новым для правоохранительных органов механизмом быстрого реагирования на появление в незаконном обороте новых видов психоактивных веществ, позволяющим привлекать к ответственности нарушителей закона, не дожидаясь окончания длительной процедуры внесения вещества в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.

Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

спорт-дети.jpg

Лечение больных наркоманией - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений наркомании либо связанных с ней состояний, восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации - комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принимать решение о лечении от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации.

Реабилитация больных наркоманией - комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных вследствие потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача функций пораженного органа либо системы организма и (или) компенсацию утраченных функций, а также максимально возможное восстановление и (или) формирование социальных навыков и навыков психологической устойчивости.

Профилактические мероприятия - мероприятия, направленные на предупреждение потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и укрепление психического здоровья лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.

Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и принципы ее категорирования по возрастным группам изложены в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра Синдром зависимости  - это группа поведенческих, мнестических и физиологических феноменов, развивающихся при неоднократном использования вещества, которые включают сильное желание принять наркотик, отсутствие самоконтроля, употребление на смотря на пагубные последствия, более высокий приоритет употребления наркотиков перед другими действиями и обязательствами, увеличенную толерантность к веществам.

Синдром зависимости может относиться к определенному психотропному веществу (например, табак, алкоголь или диазепам), к классу веществ (например, препараты опиоида), или к более широкому диапазону различных психотропных веществ.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 года № 394 утвержден Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией. К таким видам профессиональной деятельности, например, отнесены:

Работы, связанные с управлением транспортными средствами

Работы на морских судах, судах смешанного (река - море) плавания и на судах внутреннего плавания

Деятельность, связанная с эксплуатацией, ремонтом скважин и установок при добыче нефти и газа

Все виды деятельности в области использования атомной энергии

Деятельность в области промышленной безопасности: проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт

Деятельность, связанная с оборотом оружия

Аварийно-спасательные работы

Подводные работы

Подземные работы

Работы на высоте

Медицинская деятельность

Педагогическая деятельность в образовательных организациях

Работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях.

Иные виды деятельности, перечисленные в Перечне.


 Где можно получить информацию:


В Приморском крае действует территориальное подразделение Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России - Управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Приморскому краю. Управление расположено в г. Владивостоке по адресу: ул. Мельниковская, 103. Начальником Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Приморскому краю является полковник полиции Старовойтенко Виктор Петрович.

Необходимую информацию о деятельности Управления по контролю за оборотом наркотиков Приморского края Вы можете получить по тел.:

2490-491 (дежурная часть УМВД России по Приморскому краю),

2490-073 (группа информации и общественных связей),

2490-531, 2490-225 отдел организации взаимодействия с органами государственной власти и межведомственного взаимодействия в сфере профилактики или на официальном сайте УМВД России по Приморскому краю по адресу 25.мвд.рф

В Управлении также действует «телефон доверия». Позвонив по номеру 2401-000, Вы можете оставить сообщение об известных Вам фактах незаконного оборота наркотиков и местах незаконной продажи наркотических средств. Сообщения принимаются на условиях анонимности.

Методические рекомендации составлены при участии начальника отдела исполнения законодательства по противодействию незаконному обороту наркотических средств департамента по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей приморского края А.В. Байнова и главного специалиста-эксперта отдела организации взаимодействия с органами государственной власти Приморского края и межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УНК УМВД России по Приморскому краю В.В. Прокопенко.

Редактор: заведующая кабинетом профилактики наркологических расстройств ГБУЗ «Приморский краевой наркологический диспансер» Царева Л.Л.


Государственные учреждения здравоохранения края, оказывающие бесплатную специализированную наркологическую помощь 


ЛПУ

Тел. раб.

Адрес

ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница № 1» г. Уссурийск

(4234) 32-22-97

692519, г. Уссурийск ул. Некрасова, 50

ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница № 2» г. Спасск - Дальний

(42352) 2-19-78

692238, г. Спасск - Дальний, ул. Красногвардейская, 122

ГБУЗ «Приморская краевая психиатрическая больница №5» г. Дальнегорск

(42373) 3-47-61

692443, г. Дальнегорск, ул. Менделеева,1а

ГБУЗ «Краевой наркологический  диспансер» г. Владивосток

(423) 276-04-63

692003, г. Владивосток, ул. Станюковича, 53

ГБУЗ «Краевой наркологический  диспансер» филиал г. Артем

(42337) 4-79-92

692751, г. Артем, ул. Хасанская, 1

ГБУЗ «Краевой наркологический  диспансер» филиал г. Находка

(4236) 62-27-04

692921, г. Находка, ул. Пирогова, 8


Государственные краевые бюджетные учреждения здравоохранения

ЛПУ

Тел. раб.

Адрес

КГБУЗ «Арсеньевская городская больница»

8(42361) 4-34-79

692337, г. Арсеньев, ул. Островского, 42

КГБУЗ «Дальнереченская центральная городская больница»

8 (42356) 3-38-77

692132, г. Дальнереченск, ул. Ленина, 34 

КГБУЗ «Лесозаводская центральная городская больница»

8 (42355) 2-33-82

692031, г. Лесозаводск, ул. 9-го января, 102

КГБУЗ «Партизанская  городская больница № 1»

8 (42363) 6-24-44

692864, г. Партизанск, ул. Ленинская, 30 

КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница»

8 (42362) 9-11-23

692300, с. Анучино, ул. Лазо, 18

КГБУЗ «Дальнереченская центральная районная боль-ца»

8 (42356) 2-54-65

692132, г. Дальнереченск, ул. Г. Даманского, 34а

КГБУЗ «Кавалеровская центральная района больница

8 (42375) 9-24-48

692413, пгт Кавалерово, ул. Больничная, 2

КГБУЗ «Кировская центральная районная больница»

8 (42354) 2-11-62

692091, пгт Кировский, ул. Колхозная, 29

КГБУЗ «Красноармейская центральная районная больница»

8 (42359) 2-21-71

692171, с. Новопокровка, ул. Строителей, 30

КГБУЗ «Лазовская центральная районная больница»

8 (42377) 2-43-10

692980, с. Лазо, ул. Советская, 69 

КГБУЗ «Михайловская центральная районная больница»

8 (42346) 2-31-92

692651, с Михайловка, ул. Красноармейская, 36

КГБУЗ «Надеждинская центральная районная больница» 

8 (42334) 3-71-39

692481, с. Вольно-Надеждинское, ул. Пушкина, 61

КГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница»

8 (42344) 5-71-71

692561, с. Покровка, ул. Красноармейская, 9

КГБУЗ «Ольгинская центральная районная бол-ца»

8 (42376) 9-12-34

692460, пгр Ольга, ул. Ленинская, 29

КГБУЗ «Партизанская центральная районная больница»

8 (42365) 2-13-44

692962, с. Владимиро -Александровское, ул. Комсомольская, 99

КГБУЗ «Пограничная центральная районная больница»

8 (42345) 2-15-45

692582, пгт Пограничный, ул. Пирогова, 2 

КГБУЗ «Пожарская центральная районная больница»

8 (42357) 3-34-70

692001, пгт Лучегорск, 7-й микрорайон,7\3

КГБУЗ «Тернейская центральная районная больница»

8 (42374) 3-47-53

692150, пгт Терней, ул. Ивановская, 9

КГБУЗ «Ханкайская центральная районная больница»

8 (42349) 9-74-74

692684, с. Камень-Рыболов, ул. Трактовая, 20

КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница»

8 (42331) 4-93-30

692701, пгт Славянка, ул. Дружбы, 5

КГБУЗ «Хорольская центральная районная больница»

8 (42347) 2-12-49

692254, с. Хороль, ул. Калиниская, 20 

КГБУЗ «Черниговская центральная районная больница»

8 (42351) 2-59-50

692372, пгт Черниговка, ул. Дзержинского, 37а

КГБУЗ «Чугуевская центральная районная больница»

8 (42372) 2-11-40

692623, с. Чугуевка, ул. Строительная, 2 

КГБУЗ «Шкотовская центральная районная больница»

8 (42335) 3-15-48 

692815, пгт Шкотово, ул. Ленинская, 68

КГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница»

8 (42371) 9-14-63

692361, с. Яковлевка, ул. Центральная, 36

ФГУЗ МСЧ № 98 ФМБА России г. Большой - Камень

(42335) 4-11-29 

692806, г. Большой Камень, ул. Зеленая, 5

ФГУЗ МСЧ № 100 ФМБА г. Фокино

(42339) 2-44-11

692880, г. Фокино, ул. Клубная, 17




Группы взаимопомощи Ал – АНОН (группы родственников):

  • «Вера», г. Владивосток, ул. Володарского, 22А.

Время проведения: суббота в 16.00.

Контактный тел.: 89146365890;

 

  • «Двенадцать», г. Владивосток, ул. Гоголя, 35, каб.5;

Время проведения: вторник в 18.30.

Контактный тел.: 89679581482;

 

  • «Источник», г. Артем ул. Хасанская, 1.

Время проведения: понедельник в 18.00

 

Группы само- и взаимопомощи «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы»:

Анонимные наркоманы «Добро пожаловать», г. Владивосток, ул. Станюковича 53. Время проведения: среда с 18:00;

Анонимные наркоманы «Волна», г. Владивосток, ул. Гоголя 35, 1 эт. Время проведения вторник, четверг с 19.00, суббота с 15.00;

Анонимные наркоманы «Женьшень», г. Владивосток, ул. Пушкинская ,14. Время проведения: пятница с 19.30;

Анонимные алкоголики, г. Владивосток, ул. Гоголя, 35. Время проведения: суббота с 11.00;

Анонимные алкоголики, г. Артём, ул. Хасанская, 1. Время проведения: среда с 18:00; воскресенье с 10:00;

Анонимные наркоманы, г. Артём, ул. Хасанская, 1. Время проведения: вторник с 18:00; суббота с 10:00;

«Анонимные алкоголики и наркоманы», г. Находка, ул. Пирогова, 8. Время проведения: среда с 18:00;

«Анонимные алкоголики и наркоманы», г. Уссурийск, Некрасовская, 50. Время проведения: суббота с 12:00.

 Контактный телефон «Анонимные наркоманы»: +79147967443

Сайт: www.NA-DV.ru

 

Некоммерческая организация, прошедшая квалификационный отбор и осуществляющая деятельность по реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц на территории Приморского края


 Региональная общественная организация «Душепопечительский центр реабилитации граждан в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадского Приморского края» (РОО «ДПЦ»).

Юридический адрес: 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, д. 44.

Телефон: 8(423) 243 59 25;

e-mail: pokrov8@yandex.ru, dmi454@yandex.ru;

Сайт: dpcprim.ru


Фактический адрес расположения реабилитационных центров:

- г. Владивосток, Океанский проспект, 44;

- г. Владивосток,  о. Русский, п. Подножье, 17 городок;

- Хорольский муниципальный район, с. Новодевица, ул. Новая, 2;

- Шкотовский муниципальный район, с. Многоудобное, ул. Советская, 48;


Механизм правового побуждения наркопотребителей к освобождению от наркотической зависимости


Поведение потребителей наркотиков характеризуется низкой мотивацией к самостоятельному освобождение от наркотической зависимости. Данная категория граждан склонна к совершению преступлений и правонарушений, включая противоправные действия имущественного и насильственного характера в отношении своего близкого окружения. 

В связи с этим родственникам потребителей наркотиков необходимо знать механизм правового побуждения наркопотребителей к лечению от наркомании, не связанный с уголовным преследованием. Данное обстоятельство играет важную роль, так как зачастую родственники, являясь созависимыми лицами, из чувства сострадания не обращаются в правоохранительные органы по различным противоправным фактам, опасаясь уголовного преследования в отношении своих близких.

Правовые основы побуждения потребителей наркотиков к освобождению от наркотической зависимости.   

В соответствии со статьями 6.9 и 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) потребление наркотических средств или психотропных веществ, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ без назначения врача, образует состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ является сообщение или заявление физического лица, указывающее на наличие события административного правонарушения.

Должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 и 20.20 КоАП РФ, являются сотрудники органов внутренних дел.

В связи с тем, что цели административного наказания не способствовали освобождению лица от наркотической зависимости, 25 мая 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон от 25.11.2013г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены дополнения в КоАП РФ, предусматривающие создание системы побуждения наркозависимых лиц, совершивших указанные административные правонарушения, к обязательному прохождению диагностики, курса профилактических мероприятий либо лечения от наркомании и реабилитации.

В том числе, статья 4.1 КоАП РФ «Общие правила назначения административного наказания» была дополнена частью 2.1, согласно которой при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Расходы, связанные с проведением диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, относятся на счет бюджета субъекта Российской Федерации. 

В рамках применения указанных «новелл» законодательства в Приморском крае в 2015 году мировыми судьями были вынесены постановления о возложении вышеуказанных обязанностей в отношении 1629 потребителей наркотиков, из них 187 человек успешно прошли диагностику, профилактические мероприятия либо лечение от наркомании и реабилитацию.

Контроль за исполнением возложенной судом обязанности осуществляется сотрудниками органов внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2014 № 484 «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».

В случае уклонения лицом от исполнения возложенной судом обязанности КоАП РФ дополнен статьей 6.9.1, согласно которой уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и реабилитации влечет наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании или реабилитации, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

Таким образом, действующим законодательством РФ определена следующая схема организации работы с потребителями наркотиков:

Надзор (контроль) за соблюдением вышеуказанных положений законодательства осуществляется вышестоящими должностными лицами органов внутренних дел либо органами прокуратуры. В связи с этим, при отказе в приеме сообщения либо бездействии сотрудников правоохранительных органов, необходимо обжаловать их решения (бездействие) перечисленным должностным лицам.