Пусто

пусто

Государственная регистрация смерти

Общие сведения о государственной услуге предусмотрены Главой VIII Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее – Федеральный закон № 143-ФЗ), Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 29 декабря 2017 года № 298.

Место оказания государственной услуги

Государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего, месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга или по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим, или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона№ 143-ФЗ .

В случае, если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства.

В случае, если смерть наступила в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, в которой нет органов записи актов гражданского состояния, государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем к фактическому месту смерти органе записи актов гражданского состояния.

Порядок и способы подачи заявления

Заявление о смерти подается в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона № 143-ФЗ, устно или в письменной форме.

Заявить о смерти устно или в письменной форме обязаны:

1) супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

2) медицинская организация или организация социального обслуживания в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организациях;

3) учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

4) орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);

5) орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

6) командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

Лица, указанные в первом пункте, вправе заявить о смерти в орган записи актов гражданского состояния путем направления в форме электронного документа в орган записи актов гражданского состояния через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг заявления о смерти, которое подписывается простыми электронными подписями указанных лиц.

В случае направления в форме электронного документа заявления о смерти документы, являющиеся основанием для государственной регистрации смерти, представляются заявителем при личном обращении в орган записи актов гражданского состояния в назначенное для государственной регистрации смерти время.

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

При обращении с заявлением о смерти паспорт умершего (при наличии) сдается в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона № 143-ФЗ, по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (по месту государственной регистрации смерти).

Срок предоставления государственной услуги

Государственная регистрация смерти и выдача заявителю соответствующего свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (в случаях, установленных Федеральным законом № 143-ФЗ - справки о государственной регистрации акта гражданского состояния) установленной формы производятся в соответствии с пунктом 12 Административного регламента, в день обращения заявителя при условии предъявления всех оформленных надлежащим образом документов.

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги

1) Заявление о смерти, изложенное в устной или письменной форме либо направленное в форме электронного документа в орган, предоставляющий государственную услугу, через Единый портал. Заявление о государственной регистрации смерти, которое направляется в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью заявителя.

Заявление о смерти в письменной форме заполняется с использованием компьютерной техники или рукописным способом в соответствии с Правилами заполнения заявлений;

2) один из следующих документов:

- документ о смерти, выданный медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, или в случае, предусмотренном Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3067), - другим уполномоченным лицом в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России N 782н;

- решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;

- документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя;

4) документ, удостоверяющий личность умершего (при его наличии).

В случае, если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти.

Заявители вправе по собственной инициативе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать органам, предоставляющим государственную услугу, в установлении содержания норм иностранного семейного права.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявляемые для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена (пункт 42 Административного регламента).

Для государственной регистрации смерти в орган, предоставляющий государственную услугу, может быть необходимо представление документа о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий, смерть которого ранее не регистрировалась.

Орган, предоставляющий государственную услугу, получает указанный документ по межведомственному запросу из соответствующего компетентного органа Российской Федерации.

Заявитель также вправе представить по собственной инициативе указанный документ, полученный в компетентном органе Российской Федерации. В этом случае межведомственный запрос в компетентный орган Российской Федерации не направляется.

Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.

Запрещается требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Бланки заявлений

Формы заявлений утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 октября 2018 года № 201 «Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния».

Заявление о смерти форма № 21

Образцы заполнения заявлений

Заявление о смерти форма № 21

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния или в совершении иного юридически значимого действия допускается в следующих случаях:

- государственная регистрация акта гражданского состояния противоречит Федеральному закону;

- документы, которые представлены заявителем, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

- отсутствуют документы, необходимые для предоставления государственной услуги и подлежащие представлению заявителем.

Работник органа, предоставляющего государственную услугу, не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником органа, предоставляющего государственную услугу, или в другом органе, предоставляющем государственную услугу.

По требованию заявителя, которому отказано в предоставлении государственной услуги, руководитель органа, предоставляющего государственную услугу, обязан сообщить ему причины отказа в письменном виде.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины за предоставление государственной услуги

За государственную регистрацию смерти государственная пошлина не уплачивается.

Результат административной процедуры

Результатом предоставления государственной услуги при государственной регистрации акта гражданского состояния о смерти является составление в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния и выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, справки о государственной регистрации акта гражданского состояния либо извещения об отказе в государственной регистрации акта гражданского состояния.

Документы, выдаваемые заявителям

Формы свидетельств и справок утверждены:

- приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 августа 2018 года № 167 «Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния»;

- приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 октября 2018 № 200 «Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния».

При государственной регистрации смерти выдаются:

- свидетельство о смерти;

- справка о смерти № 11, выдаваемая в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".