Муниципальная программа
«Обеспечение жильем молодых семей Тернейского муниципального района» на 2013-2021 годы

Администрация Тернейского муниципального района информирует:
Администрация Тернейского муниципального района информирует, что прием заявлений о включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» возобновляется, желающим необходимо для подачи заявления явиться в администрацию Тернейского муниципального района, 2 этаж кабинет № 5, телефон для справок 8(42374)31394 (Горбаченко Надежда Вячеславовна), с полным пакетом документов, а именно:
1. Для признания молодой семьи участником программы в целях использования социальной выплаты в случаях, предусмотренных подпунктами «а» - «д» и «ж» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила), молодая семья представляет в администрацию Тернейского муниципального района следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в двух экземплярах (один экземпляр возвращается молодой семье с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (с предъявлением оригиналов);
в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется) с предъявлением оригинала;
г) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, предусмотренные в Порядке признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
д) документ, подтверждающий, что молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
е) копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
2. Для участия молодой семьи в программе в целях использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, молодая семья подает в администрацию Тернейского муниципального района следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в двух экземплярах (один экземпляр возвращается молодой семье с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи с предъявлением оригиналов;
в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется) с предъявлением оригинала;
г) копию выписки из единого государственного реестра прав собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство), с предъявлением оригинала;
д) копию кредитного договора (договор займа), с предъявлением оригинала;
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 настоящего Порядка на момент заключения кредитного договора (договора займа);
ж) справку банка и (или) иной организации, предоставившей молодой семье ипотечный жилищный кредит (займ), об остатке задолженности по кредиту (займу) на дату подачи заявления;
з) копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.
3. От имени молодой семьи документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящего Порядка, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии нотариально оформленной доверенности.
3.1. Молодые семьи, претендующие на участие в Программе должны жить и работать на территории Тернейского муниципального района.
4. Администрация Тернейского муниципального района комиссионно проверяет достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка, и в течение 10 дней со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
О принятом решении о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (с указанием причины отказа) молодая семья в письменной форме уведомляется администрацией Тернейского муниципального района в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
5.Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил;
б) представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка;
в) недостоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
6. Повторное обращение молодой семьи с заявлением допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных подпунктами «а» - «в» пункта 6 настоящего Порядка.
7. Администрация Тернейского муниципального района в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому году предоставления социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) стандартного жилья (далее – социальная выплата), формирует списки молодых семей - участников программы согласно приложению к настоящему Порядку и представляет их в департамент по делам молодежи Приморского края на бумажном носителе, а также в электронной форме в формате MS Excel, вместе с решением администрации Тернейского муниципального района о признании семей участниками подпрограммы.
Списки молодых семей - участников программы формируются администрацией Тернейского муниципального района в хронологической последовательности по дате принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей подпрограммы.
В первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, молодые семьи, имеющие трех и более детей.

С чего все начиналось
Программа «Молодая семья» Демографические проблемы в России начались давно. Поэтому и программа «Молодая семья» имеет долгую историю. В 2002 году был запущен проект «Обеспечение жильем молодых семей», который просуществовал до 2010 г. До 2006 г. в рамках него господдержка в виде денежных субсидий оказывалась только после рождения у супругов ребенка, или его усыновления. Затем программу скорректировали. Появление в семье малыша стало рассматриваться не в качестве обязательного условия субсидирования государством покупки жилья, а как дополнительный «бонус» реализации данного проекта. Предполагалось, что решение квартирного вопроса мотивирует многих супругов к прибавлению в семействе. До 2008 г. «молодыми» муж и жена считались до достижения 30 лет. Но затем возрастная планка была увеличена – до 35-летия супругов. С 2010 г. программа «Обеспечение жильем молодых семей» несколько изменилась. Ее приоритетными участниками стали многодетные родители и семьи, признанные нуждающимися в улучшенном жилье еще до наступления 2005 г. Субсидии заменили целевыми социальными выплатами, которые разрешалось тратить только на приобретение семейной недвижимости. Изначально проект «Обеспечение жильем молодых семей» был рассчитан до 2020 года включительно. Но в прошлом году его досрочно завершили. И с 2018 года работает новая программа господдержки молодых супругов, имеющих «квартирные» проблемы.
Какая программа действует сейчас
В 2019 г. господдержка молодым семьям оказывается в рамках правительственного проекта, именуемого «Обеспечение доступным и комфортным жильем и комуслугами граждан РФ». В нем упор сделан на необременительное для заемщиков ипотечное кредитование и аренду жилья.
Что обещает государство
Участникам программы, в том числе молодым семьям, государство готово предоставить денежную выплату на строительство или покупку жилья. Ее точный размер устанавливают регионы, однако федеральная власть определила ее минимальную величину, которую на местах обязаны учитывать: 30% от средней стоимости жилой недвижимости – для семейных пар, не имеющих родных или усыновленных детей; 35% от средней стоимости жилья: для семей, воспитывающих одного и более родных/усыновленных детей; для неполных семей с детьми (где есть только один родитель). Среднюю стоимость посчитают по формуле: местный норматив стоимости 1 м2 * размер приобретаемого/возводимого жилья. Получаемые от государства деньги разрешается тратить: на внесение первого взноса по ипотечному кредиту; на уплату паевого взноса; на частичную оплату стоимости жилой недвижимости, приобретаемой по обычному договору купли-продажи; на оплату работ по постройке дома — по договору строительного подряда; на погашение основного «тела» займа и процентов по кредиту, если он брался для решения проблемы с жильем. Не стоит рассчитывать, что за счет бюджетных средств можно погасить треть расходов на любое жилое помещение. Государство будет строго следить за его размером и субсидирует только четко установленные нормы: 42 м2 – на молодых супругов без детей или одного родителя с ребенком; 18 м2 – на каждого члена семьи, состоящей из трех и более домочадцев (в том числе 1-го родителя и нескольких детей). Так что если, например, полная семья с двумя детьми пожелает приобрести просторные апартаменты размером 150 кв.м., то величина социальной выплаты составит 35% не от полной стоимости квартиры, а от стоимости в ней 72 кв.м. (18 х 4). А остальные 78 м2 (150 – 72) супругам придется оплачивать только за счет собственных сбережений. Условия программы Молодая семья Молодые семьи вправе претендовать на участие в жилищной программе, если они соответствуют определенным критериям: возраст супругов или одинокого родителя не превышает тридцати пяти лет – и не на момент подачи документов, а на день принятия чиновниками решения по их участию в данном социальном проекте; у молодых супругов (одиноких родителей) есть: либо достаточное количество собственных сбережений, которыми они могут расплатиться с продавцом – в размере стоимости жилья, не охваченной выплатой от государства; либо значительный регулярный доход, который позволит им взять кредит на эти цели; один из супругов или единственный родитель в семье должен иметь российское гражданство; семью официально признали нуждающейся в жилье. Напомним, для признания такой нужды потребуется документально доказать одно из следующих обстоятельств (51-я статья Жилищного кодекса): Что у заявителей вообще нет никакого жилья – ни в собственности, ни по договору найма. Что занимаемое ими жилье слишком маленькое – не соблюдается минимальная норма, установленная государством. Что имеющееся у молодой семьи жилое помещение не пригодно для постоянного проживания – например, находится в ветхом или аварийном состоянии, или расположено в районе с высокой концентрацией веществ, вредных для организма. Что семейная пара вынуждена проживать совместно с тяжелобольным человеком, которому по закону должна быть предоставлена отдельная жилплощадь. Ежемесячные выплаты на первого ребенка в 2019 (действуют с 2018) года. Если указанные условия соблюдены, молодая семья вправе подать заявление на участие в программе и приложить к нему пакет документов. Это лучше сделать в начале года, так как списки новых участников формируются до 1 июня (регионы могут устанавливать более ранние сроки). Право на выплату у них возникнет только в следующем году, что не означает ее быстрого получения. Деньги придется дожидаться в порядке очереди, в которой приоритет отдается многодетным семьям. Получить социальную жилищную выплату молодая семья сможет только 1 раз. Пакет документов Примерный перечень бумаг, необходимых для включения в список участников программы, таков: соответствующее заявление – на специальном бланке; документы, удостоверяющие личности всех членов молодой семьи – паспорта, детские свидетельства (сдаются копии, но оригиналы следует взять с собой); брачное свидетельство, если участником программы желает стать полная семья (сдается копия); справка из органа соцзащиты, что претенденты на участие в проекте признаны нуждающимися в жилье; справки о доходах семьи (2-НДФЛ, выписки с банковского счета, и т.д.); реквизиты банка – для перечисления денежной суммы. Если с помощью государственной денежной выплаты семья собирается гасить часть ипотечного займа, то дополнительно предоставляются: кредитный договор с банком; справка о сумме (об остатке) непогашенного должником долга; выписка из Реестра – о регистрации права собственности на ипотечную недвижимость. Данный перечень требуемых документов установлен правительственным Постановлением № 1050 от 17.12.2010. Однако его нельзя назвать исчерпывающим, так как на местах в необходимый пакет часто включают и другую документацию. Среди дополнительных бумаг могут быть: билет военнослужащего; трудовые книжки трудоспособных членов семьи; справка о ее составе (форма-9); сертификат на материнский капитал (если семья собирается и его привлечь для решения жилищного вопроса) и т.п. Заявление и документы подаются в администрацию района. Обоснованность требования и достоверность переданных гражданами бумаг проверяются чиновниками в течение 10 дней, после чего ими принимается решение: либо о включении семьи в программу; либо об отказе в этом. О любом их этих вариантов решений заявители информируются в письменной форме. Отказ администрации включить их в программу обязательно должен быть мотивирован и разъяснен. Уведомление отправляется подателю документов в течение 5 дней после того, как в отношении него было принято положительное или отрицательное решение.
Региональные особенности программы
Детальные условия программы помощи молодым семьям разрабатываются на уровне регионального законодательства. Несмотря на то, что данный проект разработан на федеральном уровне, субъекты РФ софинансируют предоставляемые гражданам выплаты на жилье. Их задача – соблюсти минимальные нормы, установленные центральной властью. В остальном они исходят из возможностей местного бюджета, а также собственного понимания, на каких условиях и в каком порядке можно получить государственную субсидию молодой семье на покупку жилья. В частности, они вправе корректировать: величину выплаты; перечень документов, предоставляемых претендентами на участие в программе; категории лиц, имеющих право на жилищное субсидирование; минимальный доход участников программы. К участию в проекте подключены не все российские регионы.

Горбаченко Надежда