Алёна Даценко: Юбилейный год подарил картинной галерее уникальные выставки
14 ноября 2016 15:00

Алёна Даценко: Юбилейный год подарил картинной галерее уникальные выставки

2016 год стал юбилейным для Приморской картинной галереи и Третьяковской галереи. В краевом музее отметили 50 лет, а в московском — 160 лет со дня основания. Учреждения подготовили друг другу замечательные подарки — выставки живописи из коллекционных работ. Впервые во Владивостоке проходит такая масштабная выставка из столичного музея, а на западе страны — из местных собраний. О том, чем еще краевой картинной галерее запомнится юбилейный год, Приморской газете рассказала директор учреждения Алена Даценко.

 – Алёна Алексеевна, как отметили юбилей в картинной галерее?

– Нам удалось реализовать несколько замечательных выставок, каждой из которых мы гордимся. Первое, о чем хотелось бы рассказать, — это о проекте «Золотая карта России». С 1999 года его реализуют в Третьяковской галерее. В Москву привозят выставки региональных музеев, показывая всему миру, какие шедевры подчас скрываются в глубинке.

Так, и в нашей коллекции есть полотна русской живописи, написанные в XVIII веке- начале XX века. Представлены работы практически всех ведущих мастеров. Например, портрет князя Голицына — работа прекрасного портретиста Рокотова. Художник создал эту картину на пике своего творчества. Есть Брюллов, Шагал, Шишкин, Кандинский, Айвазовский. Причем за каждым из этих звездных имен — не просто какой-то небольшой этюд, а прекрасное, законченное произведение.

После того, как мы отправили заявку на участие в проекте, сюда приехали коллеги из Третьяковки, чтобы познакомиться с нашим музеем и отобрать картины на месте. Они отобрали 52 картины, и это вызвало вопрос – снимая экспозицию, мы практически лишали своих посетителей возможности видеть русское искусство XVIII века-начала XX века. Тогда мы предложили в обменном порядке привезти во Владивосток выставку русской живописи из Третьяковки — «Городской романс». Ее уже успели показать в нескольких западных городах страны, но на востоке экспозицию ни разу не выставляли.

В экспозицию специально для приморцев добавили четыре знаковые работы. Среди них — мощнейший по силе «Портрет Рубинштейна» Ильи Репина, «Снегурочка» Виктора Васнецова, «Казачка» Василия Сурикова и одна из самых знаменитых картин — «Осень. Последний день в Сокольниках» Исаака Левитана. 

 – Сейчас в галерее действует еще одна интересная выставка, которую обязательно стоит посмотреть. Какая у нее история?

001.jpg

– Да, в ноябре у нас открылась выставка из Государственного исторического музея — «Образ Богоматери». Экспозиция включает более 90 икон (некоторые из них одеты в серебряные оклады), литографии с изображением монастырей, церковную утварь. Все работы на выставке связаны единой иконографической темой — образом Богоматери, который издревле считается одним из самых почитаемых в стране. Вспомним хотя бы те многочисленные истории, когда Богоматерь являлась к людям, вдохновляла и исцеляла их, придавала сил. Или случай во время Второй мировой войны, когда сам Сталин поручил облететь Москву со святым образом – Казанской иконой Божьей матери, чтобы защитить город. 

Выставку и в самом деле можно назвать уникальной. Ведь, находясь так далеко от всех духовных центров, которые есть на западе страны, не располагая собственной иконописной школой, в регионе впервые появилась возможность приобщиться к подлинным памятникам древнерусского искусства.

 – Алёна Алексеевна, не хотелось ли к 50-летию сделать полный каталог по галерейной коллекции?

– На самом деле уже издан альбом, осталось только сделать красивую суперобложку. Мы включили в книгу самые значимые, на наш взгляд, произведения и живописи, и графики, и скульптуры. Это будет самое полное издание по нашей коллекции русского классического искусства. Думаю, такой альбом станет еще одним замечательным подарком и для нас, и для наших гостей к 50-летию картинной галереи.

– На базе краевой галереи создается центр «Эрмитаж — Владивосток». Как вы готовитесь к открытию? 

– Что касается подготовки здания — помещения бывшего торгового дома «Кунст и Альберс», то вся проектно-сметная документация по нему уже прошла экспертизу. Были некоторые замечания, в том числе и от технической службы Государственного Эрмитажа, и мы их устранили. Сложности возникли из-за того, что мы превращаем памятник архитектуры, историческое здание, в современное выставочное пространство. А провести туда все необходимые системы кондиционирования, климат-контроля, пожаротушения, не повредив и не исказив внешний вид, весьма сложно.

Что касается подготовки сотрудников, в этом году многие наши научные сотрудники побывали на стажировках в Государственном Эрмитаже, приняли участие в лекциях, тематических мастер-классах. Так, в июле на стажировке в Санкт-Петербурге побывал наш заведующий выставочным отделом. Он отвечает за логистику, страхование произведений искусства и охрану — все те важные моменты, которые остаются вне поля зрения публики.

Накануне со стажировки вернулась мой заместитель Светлана Руснак. Она узнала, как правильно формировать эндаумент Клуба друзей Эрмитажа. Эндаумент — целевой капитал некоммерческого учреждения, который может начинаться от трех миллионов рублей. Деньги на счет вносят спонсоры — банки, любые коммерческие предприятия. Сумму в три миллиона тратить нельзя, но процентами от вклада можно пользоваться — например, проводить реставрацию экспонатов, организацию выставки.

Конечно, процент с трех миллионов небольшой. Но когда вклад составляет 20–30 миллионов рублей, сумма набегает существенная. По такой системе работают многие музеи за рубежом, в частности, она очень распространена в Америке. У нас эндаумент существует в основном у федеральных музеев — Государственного Эрмитажа, музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское село». Из региональных музеев первым такую систему стал формировать омский Музей имени Врубеля. Там тоже специально обучали сотрудника. В этом году им на счет поступил первый миллион. Как только набежит еще два, музейщики смогут пользоваться процентами от суммы.

 – Государственный Эрмитаж выпускает шикарные каталоги к каждой выставке. Владивостокский Эрмитаж тоже будет издавать книги?

– У нас уже формируется библиотека центра «Эрмитаж — Владивосток». В этом году санкт-петербургский музей сделал нам большой подарок — более 100 книг. Это монографии, каталоги выставок и коллекций, научные труды сотрудников учреждения. В будущем центре «Эрмитаж — Владивосток» мы тоже будем готовить такие альбомы, вести исследования. Поэтому данная база для нас особенно важна.

Кстати, у краевой картинной галереи уже есть своя библиотека, где немало редких изданий. Теперь там есть и шкаф книг Эрмитажа.

 – Будущих зрителей к открытию музея тоже готовите?

– Безусловно. В сентябре мы провели первые для Владивостока «Дни Эрмитажа» в здании будущего центра «Эрмитаж — Владивосток». В рамках мероприятия прошла выставка одного шедевра — иконы японской художницы Ямасита Рин «Воскресение Христово», которую специально для этого события привезли из фондов музея.

История иконы связана с историей семьи Романовых, а конкретно — с тем временем, когда цесаревич Николай путешествовал на Дальний Восток, и покушением на него в японском городе Оцу. Произведение искусства преподнесли ему в дар как символ того, что нужно воскреснуть духом и продолжать выполнять свою миссию — стать императором. Известно, что в последующем Николай II практически не расставался с этой иконой. Он хранил ее в личных покоях.

Одним из ключевых событий «Дней Эрмитажа» стала пролонгация договора о создании центра «Эрмитаж — Владивосток» директором музея Михаилом Пиотровским и Губернатором края Владимиром Миклушевским. Действие старого документа истекало 31 декабря 2016 года, но всем было понятно, что работу необходимо продолжать. Процедура подписания состоялась в здании будущего учреждения. Специально для этого накануне в нем была открыта выставка «Пробуждение», совмещающая искусство фотографии и балета. Экспозиция была выбрана не случайно, ведь сейчас все вместе мы буквально пробуждаем одно из красивейших старинных зданий Владивостока — помещение торгового дома «Кунст и Альберс». По окончании ремонта оно заживет совсем другой, удивительной музейной жизнью, для которой с его великолепным интерьером, чудесной лепниной будто бы и был создан.

По материалам «Приморской газеты»



Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter