29 марта 2017 16:58

Образовательные стандарты для особенных детей

Интервью с директором Спасской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Мариной Владимировной Бредюк

- Марина Владимировна, на прошлой неделе в вашем учреждении было много гостей. С какой целью здесь собрались педагоги со всех школ Спасского района?

  - Действительно, к нам пришли заместители директоров и учителя всех общеобразовательных школ района. Мы провели для них специальный семинар по теме «Комплексная социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья через учебно-воспитательный процесс». 
   - Почему именно вы стали площадкой для такого мероприятия и насколько это актуально сегодня?
  - С первого сентября 2016 года вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 194 первоклассника с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным ФГОСам в муниципальных школах и 350 – в краевых. Наше образовательное учреждение специализированное, оно работает с такими детьми. Сейчас в ней обучается 169 воспитанников, из них 34 человека имеют статус ребенка-инвалида. У нас большой опыт и мы готовы делиться им с нашими коллегами, которые только начинают работать с такими детьми.
    -  В чем суть этого образовательного стандарта?
  - Во-первых, теперь для детей, имеющих такие ограниченные возможности здоровья, вне зависимости от образовательной организации – муниципальная она, государственная или негосударственная, создано единое образовательное пространство на всей территории Российской Федерации.
     Для детей с нарушениями интеллекта предусматривается адаптированная общеобразовательная программа и специальная индивидуальная образовательная программа. Стандарт предусматривает для них возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей или их законных представителей.
     В зависимости от особенностей развития ребенка может быть выбран один из вариантов организации обучения.
     Вариант первый предполагает, что ребёнок может обучаться в обычной школе. Правда, для этого ему нужно создать специальные условия, потому что кроме общих потребностей у таких детей есть особые образовательные потребности. Одним из важнейших условий является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию особенных, как мы говорим, и обычных детей. В данном варианте следует говорить только об индивидуальной оценке результатов обучения каждого ребёнка в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой.
     Второй вариант предполагает, что ребенку комфортнее учиться в домашних условиях. Но семейное образование обязательно также должно расширять его жизненный опыт и социальные контакты в доступных для него пределах. Основным ожидаемым результатом освоения программы по данному варианту является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическим и физическим возможностями) в решении повседневных жизненных задач. Важно включить ребёнка в жизнь общества через индивидуальное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
    Вся деятельность нашей школы направлена на создание принципиально нового образовательного пространства, в котором ребёнок с особыми образовательными потребностями живёт, развивается, приобретает первоначальные навыки профессий, получает реальный опыт успешной социализации, коммуникации. Коррекционная школа – это, без преувеличения, дорога в жизнь для многих детей с ОВЗ, судьба которых началась с большой и совсем не детской беды. Для обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями создана специальная коррекционно-развивающая среда, так как состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
      - Возможно ли такие же условия создать в обычной школе?
      - Ответить на этот вопрос цель нашего семинара. Мы детально разбирали, как через учебно-воспитательный процесс интегрировать ребенка с ОВЗ в общество, приспособить его к условиям социальной среды, к правилам и нормам поведения, используя для этого медицинские, психологические, педагогические, социальные, бытовые и другие мероприятия. В комплексе все это могут делать только специальные учреждения – специальные школы и центры развития ребенка.
    Но мы поделились опытом работы и технологиями взаимодействия с семьей, предложили сотрудничество и помощь в организации выездного консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ. Продемонстрировали особенности методической работы в школах для детей с интеллектуальными нарушениями, особенности методов обучения и воспитания таких детей.   Учителя начальных классов провели открытые уроки, на которых показали специфику коррекционной работы.
    К особенностям можно отнести внеурочную и внеклассную деятельность, где мы расширяем компоненты «жизненной компетенции» детей с использованием множества способов, приемов и методов, одним из которых является АРТ-терапия.
    - Например?
    - Некоторые виды арт-терапии мы встроили в проектную деятельность школы, и это дало нам положительные результаты. Назову проекты за три последних года: «Вместе мы – Россия», « Правнуки Победы», «Мы – дети планеты Земля».
      Воспитательный проекты включают в себя ряд фестивалей: «Созвездие танца», фольклорный фестиваль «Россия многоликая», экологический фестиваль «Родина с порога родного, Россия с березки простой», «Битва хоров», выставки декоративно-прикладного творчества «Мозаика детства» и другие.
      Результаты нашей работы дети продемонстрировали гостям в творческих номерах и на выставке декоративно-прикладного творчества.
       - Два года назад по итогам всероссийского конкурса ваша школа вошла в сотню лучших  в России…
       - Да, мы принимали участие в конкурсе в рамках Международного Форума «Инновации и Развитие», и работу нашего коллектива экспертный совет оценил высоко. У нас работают высокопрофессиональные педагоги, их творческая активность подтверждается количеством сертификатов, свидетельств, дипломов. Их сотни. Мы активно участвуем в конкурсах, всегда открыты для своих коллег, с удовольствием делимся опытом, регулярно повышаем свою квалификацию. Сегодня стоять на месте это делать шаг назад. А мы стараемся идти только вперед.

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter