Состоялась онлайн конференция с бизнес омбудсменом Приморья
14 апреля 2017 16:22

Состоялась онлайн конференция с бизнес омбудсменом Приморья

13 апреля на официальном сайте Администрации Приморского края в прямом эфире прошла онлайн-конференция с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Приморском крае Мариной Шемилиной. В ходе онлайн-конференции Марина Шемилина рассказала о состоянии малого и среднего бизнеса в Приморье, о защите прав предпринимателей и других направлениях своей работы.

- Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей действует в Приморье уже более  4-х лет. Каких наиболее значимых успехов удалось добиться за этот срок?

- Главное, что институт состоялся, предприниматели Приморского края знают о  его деятельности. За это время в наш адрес поступило около 1400 обращений, по практике, из рассмотренных по существу - 60% решаются в пользу предпринимателей. Количество обращений с каждым годом растет, мы расцениваем этот факт,  как рост доверия к Институту со стороны бизнеса (2014г – 282 обращения, 2015г – 350, 2016г – 396).

Сегодня – это самостоятельный государственный орган, основной целью которого является защита прав предпринимателей и контроль за их соблюдением. За эти году мы спасли десятки бизнесов и сотни или даже тысячи рабочих мест.

По нашей инициативе и при нашем содействии были:

- приняты региональные и муниципальные нормативные акты, направленные на улучшение условий ведения бизнеса, снижение налоговой и административной нагрузки;

- закрыты три уголовных дела и изменены меры пресечения трем предпринимателям;

- по результатам нашей работы и при нашей поддержке предприниматели смогли сэкономить миллионы рублей за счет снижения или оспаривания штрафных санкции и финансовых претензий к бизнесменам со стороны контрольно-надзорных и уполномоченных органов власти;

- сохранены помещения или условия их аренды или выкупа.

Мы в 2016 году стали активно вступать в судебные процессы в качестве третьей стороны не заявляющих самостоятельных требований на стороне предпринимателей.

- Вы представили депутатам Законодательного собрания ежегодный доклад о своей деятельности за 2016 год. Как Вы оцениваете бизнес-климат в Приморском крае? С какими сложностями сталкивается малый и средний бизнес?

- Благоприятный предпринимательский климат во многом определяется качеством государственных процедур, начиная от скорости регистрации предприятия до получения разрешения на строительство. С этим у нас, конечно, еще не все в порядке, но региональная власть работает в этом направлении и через реализацию дорожных карт по улучшению условий ведения бизнеса пытается сократить сроки. Эта работа идет при непосредственном участии Губернатора и под его руководством.

Исходя из анализа обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в прошлом году, итогов встреч, результатов опросов следует отметить, что, не смотря на нестабильность экономики в целом по стране, предприниматели считают бизнес климат в Приморском крае стабильным. Однако, часть бизнесменов считает, что он за прошедшие два года улучшился, незначительная часть предпринимателей отмечает его ухудшение.

Необходимо подчеркнуть, что в Приморском крае сейчас предоставляются беспрецедентные льготы для развития бизнеса начиная от налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и заканчивая льготами ТОРов и Свободного порта Владивосток  (СПВ).

Последние годы статистика ежегодно показывает рост числа субъектов предпринимательской деятельности в крае, в то время, как в некоторых  регионах наблюдается снижение активности и количества бизнеса.

Хочу акцентировать внимание, что недовольство предпринимателей вызвано в большей части федеральным законодательством, часто меняющимся и  вводящим все новые и новые требования, требующие дополнительных непроизводственных издержек.

В структуре малого и среднего бизнеса около 40% - это предприятия торговли, услуг. Их сегодня конечно волнует, особенно в отдаленных населенных пунктах, снижение платежеспособности населения, высокие страховые взносы, а сейчас – введение он-лайн касс.

Предпринимателей, занятых в лесной отрасли, сегодня беспокоит порядок продления  договоров аренды.

С автомобильными грузоперевозчиками мы никак не можем решить проблему получения специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов – основная причина кроется опять же в действующих нормах, исполнение которых просто экономически невыгодно для перевозчиков.

В городе Владивостоке катастрофически не хватаем земли для развития бизнеса – это тоже проблема.

- Вы неоднократно рассказывали о том, что приморские предприниматели жалуются на большое число проверок, часть из которых не всегда законна. За 2016 год было введено в действие немало законодательных норм, регламентирующих проверки, так же до конца 2018 года действуют надзорные каникулы. Насколько сильно эти изменения повлияли на ситуацию?

- Риск от результатов контрольно-надзорной деятельности предприниматели по-прежнему оценивают достаточно высоким, но при этом стоит отметить, что по результатам опроса в 2016 году указанная проблема впервые сместилась на седьмое место.

Этому способствовало начало реформы контрольно-надзорной деятельности: введение надзорных каникул, риск-ориентированного подхода при планировании и проведении контрольных мероприятий,  сводного реестра проверок, жесткий контроль органов прокуратуры за исполнением законодательства в сфере защиты  прав предпринимателей.

Так, органы прокуратуры в 64 случаях из 100 отказали контрольным органам в согласовании внеплановых проверок.

В 2016 годы реестр плановых проверок содержал 4156 мероприятий, на 2017 год – намечено 2672 проверки. Всего за период с 2013 по 2016 год количество фактически проведенных плановых проверок по годам сократилось на 63%.

Вместе с тем, по данным органов исполнительной власти ПК в 2016 году наблюдается рост количества внеплановых проверок по отдельным департаментам и инспекциям.

- Вы активно поддерживаете инициативу Архангельской думы об отложении введения онлайн касс. Не все госслужащие разделяют такую позицию, многие говорят о том, что такие предприниматели всегда будут ждать «нового последнего» дня. Почему необходимо отложить введение данного законопроекта в силу?

- Не согласна с позицией отдельных госслужащих, так как Архангельский законопроект направлен на предпринимателей,  для которых «последний день» наступит более чем через год.

Действительно, я обращалась к нашим законодателям поддержать Архангельский законопроект, который предусматривает перенос срока введения он-лайн кассс для патента и вмененки с 2018 на 2021 год. Я благодарю наших депутатов за поддержку.

Считаю перенос этой даты логичным, так как НК РФ предусматривает деятельность ЕНВД до 2021 года, а предприниматели, применяющие этот налоговый режим освобождены от обязательного применения ККТ. 11 апреля руководитель аппарата Уполномоченного Елена Ромашко приняла участие в нулевых слушаниях в Общественной палате РФ, где высказала нашу позицию.

Считаю, что предприниматели, работающие на ЕНВД и патент вообще не должны попадать под эту норму.

Во-первых, норма вводится с целью обеспечения полноты собираемости налогов, где налогооблагаемой базой служит товарооборот, при указанных налоговых режимах налог предпринимателя не зависит от оборота.

Во-вторых, введение данной нормы, требующей дополнительные финансовые ресурсы в нынешней непростой экономической ситуации несвоевременна.

- Недавно была информация о содействии Уполномоченного в создании первой таможенной зоны в рамках СПВ. В чем кроется главная проблема того, что предприниматель не всегда может найти общий язык с чиновником? И ему приходиться обращаться за помощью к Уполномоченному?

- Первая причина, это менталитет чиновников, если есть какие-то вопросы или сомнения - лучше запретить, отказать, а потом по решению суда оказать услугу. Крайне редко чиновники подсказывают предпринимателю, как можно поступить в той или иной ситуации в рамках действующего законодательства.

Вторая причина, как и было в случае с открытием ЗТК, несовершенство действующего законодательства, в данном вопросе, это приказ ФТС России по организации зон таможенного контроля в рамках СПВ.

Благо, что мы в конструктивном диалоге с руководством ДВТУ решили этот вопрос не только для нашего заявителя, но и, надеюсь, что наша работа по открытию первой ЗТК поможет в будущем резидентам  избежать тех ошибок, которые были совершены при оформлении первой зоны как со стороны должностных лиц таможенных органов, так и со стороны резидентов.

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter