Кристина Шувалова: Проектный формат помогает более эффективно решать государственные задачи
1 декабря 2017 11:30

Кристина Шувалова: Проектный формат помогает более эффективно решать государственные задачи

С каждым годом проектный менеджмент всё прочнее входит в жизнь государственных органов власти. Руководствуясь поручением Президента страны Владимира Путина, регионы выстраивают систему проектного управления и внедряют новые практики в привычную работу государственных служащих. О том, как выстроена эта деятельность в Приморье и насколько успешно используются проектные механизмы в государственном секторе края, рассказала директор департамента проектного управления – руководитель Центрального проектного офиса Приморья Кристина Шувалова.

– Кристина Петровна, департамент проектного управления как самостоятельный орган власти существует в Приморье более двух лет. Чего удалось добиться за это время? Есть ли конкретные результаты внедрения нового подхода к управлению в системе власти?

– Конечно, такие результаты есть. Мы уже второй год подряд участвуем в ежегодном всероссийском конкурсе «Проектный олимп», который проводит Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации с привлечением признанных экспертов в сфере проектного менеджмента. На сегодняшний день оценка уровня организации системы проектного управления, полученная в рамках «Проектного олимпа», – это один из главных показателей успешности работы субъекта в данном направлении.

В этом году мы, как и в прошлом, заняли призовые места. Но если раньше мы подавали заявки на управление конкретными проектами или на работу проектного офиса, то в этом году мы, решив, что наша система в целом уже сформирована, хотели получить оценку экспертов именно в этой области. В итоге из 56 регионов, участвовавших в конкурсе, мы заняли второе место. Впереди нас только Ленинградская область.

Также были высоко оценены отдельные элементы нашей системы проектного управления. Мы получили специальные призы за «Системное развитие проектных компетенций» и «Лучшее применение цифровых технологий в проектной деятельности».

Кстати, если говорить о системе в целом, то в этом году у нас есть еще одно достижение – мы прошли сертификацию на соответствие национальным и международным стандартам серии «Проектный менеджмент».

– Сколько проектов сейчас реализуется в проектном формате? Какие это проекты? Насколько успешно проходит их реализация?

– Очень часто путают слово «проект» и реализацию мероприятий в проектном формате. Это разные вещи. Реализация мероприятия в системе проектного менеджмента подразумевает, что создана команда, разработан паспорт, в котором утверждены основные параметры проекта – границы, бюджет, цели, задачи и показатели эффективности. Также должны быть распределены ключевые проектные роли: руководитель, куратор и администратор проекта. Кроме того, должны быть просчитаны основные ограничения и риски, с которыми команде предстоит столкнуться и которыми нужно грамотно управлять.

Таких мероприятий с полным пакетом документов в крае сегодня около 50. Сюда входят проекты, которые реализуются в рамках федеральных приоритетных проектов и программ, инициированных Правительством Российской Федерации и одобренных Президентом России Владимиром Путиным. Например, мы активно работаем по проектам «Безопасные и качественные дороги», «Комфортная городская среда», «Программа комплексного развития моногородов» и другим. Есть интересный проект по информатизации в сфере здравоохранения. Со следующего года мы также будем работать с проектами в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и природных ресурсов.

Есть и наши, исключительно региональные, мероприятия, которые реализуются в проектном формате: строительство инфраструктуры территорий опережающего развития «Надеждинская» и «Михайловский», устранение цифрового неравенства в образовании, мероприятия по улучшению инвестиционного климата и другие.

– Проектный подход требует определенных компетенций от участников проекта. Насколько успешно «приживается» новый формат среди сотрудников Администрации?

– Конечно, с криками «Ура!» нас никто не встречает (смеётся). На первом этапе, когда специалисты только начинают погружаться в систему проектного управления, им очень сложно разобраться в самой структуре документов, очень много времени приходится тратить на детальное планирование. Ведь оно может занимать до 90% всего периода жизни проекта. Однако это необходимая мера, поскольку от того, насколько правильно и грамотно мы построим мероприятия, напрямую зависит успех проекта.

Теперь, когда наши специалисты уже имеют опыт работы в проектном формате и мы научили их азам проектного менеджмента, они смотрят на эту работу по-другому. Кроме того, в каждом отдельном случае мы помогаем им в решении конкретных задач.

Но не каждый человек может и должен работать в проектном формате. Для того чтобы понять, кто из наших госслужащих готов к такой работе, мы проводим мероприятия по оценке личностных и профессиональных компетенций. Они позволяют выявить у госслужащих такие качества, как динамичность и нестандартность мышления, ориентация на результат и другие. Исходя из результатов, мы формируем проектный резерв, чтобы при открытии нового проекта мы могли привлекать к его реализации уже более-менее подготовленных специалистов. На сегодняшний день таких около 130. Всего же оценку компетенций прошли около 350 специалистов.

– Если говорить о развитии системы проектного управления как о государственной задаче, что сейчас особенно важно? Каковы тенденции развития проектного управления на государственном уровне?

– На сегодняшний день постановлением Правительства уже утверждены пять пилотных государственных программ, которые сейчас ответственные федеральные органы власти переводят на проектные рельсы. Структура получается интересная. Все мероприятия, запланированные в рамках госпрограмм, будут реализовываться как проекты. После того как пилотирование пройдет, опыт будет распространен на все государственные программы. Соответственно дальше – региональный уровень. То есть те навыки, которые мы сегодня вместе с органами власти отрабатываем в проектах, безусловно, будут востребованы после того, как мы перейдем на проектный формат реализации государственных программ.

– Что станет следующим этапом в развитии системы проектного управления в крае? Какие задачи стоят перед департаментом на 2018 год?

– Во-первых, мы продолжим работу над всеми проектами, которые уже реализуются в крае, а также примемся за те проекты, которые будут открыты только в следующем году. При этом одним из важных направлений нашей работы в этом ключе станет взаимодействие с органами власти в части открытия новых проектов. Мы заинтересованы в том, чтобы новые задачи, которые будут ставить перед регионом Президент и Правительство России, Губернатор края, решались нашими специалистами в проектном формате. Это позволит повысить эффективность их реализации и сконцентрировать ресурсы именно на вопросах первостепенной важности.

Также мы продолжим развивать компетенции наших сотрудников, потому что в органы власти приходят новые кадры, и наша задача – донести до них особенности работы в новом формате, поделиться практиками, которые мы уже наработали.

Еще одна задача – работа с муниципалитетами. Пока мы не заставляем их переходить на работу в проектном формате – к этому нужно прийти осознанно. Но мы, конечно, должны и готовы транслировать наш опыт органам местного самоуправления края. И в этому году мы уже начали эту работу. Четыре муниципалитета, понимая ценность проектных инструментов, выразили желание стать «пилотами». Это Уссурийск, Дальнегорск, Арсеньев и Спасск-Дальний. В Уссурийске мы уже побывали, провели обучающие мероприятия с муниципальными служащими и подписали с главой городского округа дорожную карту, предполагающую поэтапное внедрение элементов системы проектного менеджмента на уровне администрации Уссурийска. В ближайшее время наш проектный «десант» высадится также в остальных трех муниципалитетах. Позже, конечно, эта работа будет распространена на все муниципальные образования.

Работы много. Но чем больше мероприятий у нас будет реализовано в проектном формате, тем большую результативность всей деятельности в целом мы все вместе сможем получить.

Беседовала Дарья Иванова, ivanova_ds@primorsky.ru,

фото – Игорь Новиков (Администрация Приморского края)

 

 


Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter