Отчет Губернатора Приморья Олега Кожемяко перед Законодательным Собранием. СТЕНОГРАММА
23 апреля 2019 19:00

Отчет Губернатора Приморья Олега Кожемяко перед Законодательным Собранием. СТЕНОГРАММА

Добрый день, уважаемые коллеги!

Согласно Уставу Приморского края, представляю ежегодный отчет о результатах деятельности органов исполнительной власти нашего региона за 2018 год.

Остановлюсь на некоторых итогах социально-экономического развития Приморского края.

По оценке, физический объем валового регионального продукта Приморского края в 2018 году составил 861 миллиард рублей. В 2017 году – 802 миллиарда рублей. На динамику роста ВРП наибольшее влияние оказывают инфраструктурные виды экономической деятельности – транспорт, связь и торговля.

По итогам 2018 года по сравнению с уровнем 2017 года отмечается рост добычи полезных ископаемых – 115%; обеспечения электрической энергией – 101%; объема услуг транспорта – 114%; объема розничной торговли – 104%; ввода в действие жилых домов – 129%.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2018 году составил 142 миллиарда рублей. 101 % к росту 2017 года. Наибольший удельный вес составляют инвестиции в транспортировку и хранение – 26%, обрабатывающие производства –19%, обеспечение электрической энергией.

В то же время объем произведенной продукции сельского хозяйства в 2018 году сложился в размере 41 миллиард рублей, индекс производства с учетом дефлятора составил всего 95% к уровню 2017 года.

Снижение данного показателя произошло по причине нестабильной работы в условиях предбанкротного состояния единственного производителя мяса птицы в крае – ООО «Дальневосточная птица». Также произошел сбой в связи с последствиями обнаружения в маточном стаде птичьего гриппа и дальнейшей ликвидации данного заболевания.

Продолжается снижение объемов производства свинины мелкими и средними производителями в связи с тем, что они не выдерживают ценовой конкуренции.

И, конечно, очень сильным ударом по отрасли стала эпидемия ящура, которая началась в конце 2018 года. Погибло более 100 тысяч голов свиней, промышленное свиноводство в крае практически исчезло. В некоторой степени последствия эпидемии отразились на прошлогодних показателях, но основной удар по экономике края придется именно на этот год. На этом я далее остановлюсь подробнее. 

WhatsApp Image 2019-04-23 at 19.12.15 (1).jpeg

В Приморском крае отмечается снижение уровня официальной безработицы – с 1,2% до 0,9% в 2018 году.

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2018 году составляла 42 тысячи рублей – это среди экономически активного населения, по сравнению с 38 тысячами в 2017 году. Рост 111%.

Все это, конечно, неплохие результаты с точки зрения статистики. Другой вопрос – насколько ощутили эффект от этих достижений приморцы? Ведь каждый житель в первую очередь на себе должен почувствовать изменения к лучшему.

Начну с бюджета как с отправной точки всех остальных сфер. Исполнение консолидированного бюджета за 2018 год по доходам в общей сумме составило 142 миллиарда рублей, в том числе налоговым и неналоговым доходам – 111 миллиардов рублей. Благодаря совместной работе законодательной и исполнительной власти Приморского края рост доходов консолидированного бюджета нашего региона за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 115%.

Вместе с тем, по итогам года в краевом бюджете образовался профицит в размере 15,7 миллиардов рублей. Но что такое профицит? По сути это – не использованные средства и не исполненные обязательства, которые могли бы пойти на решение вопросов, которые волнуют жителей Приморья, на строительство дорог, жилья, социальных объектов. Но этого не произошло, что считаю большой недоработкой.

Отмечу, что до 1 января 2019 года муниципалитеты для участия в государственных программах должны были изыскать не менее 20% собственных средств. Это было очень серьезным барьером для районов, преодолеть который многие не могли.

В результате, в некоторых муниципальных образованиях десятилетиями не строилось ни жилье, ни школы, ни детские сады, не ремонтировались клубы и многие другие объекты. Действующая сеть бюджетных учреждений сильно обветшала, в больших количествах приросла кредиторской задолженностью. Просроченная кредиторка по краевым учреждениям составила почти 1,5 миллиарда рублей, из них только по учреждениям здравоохранения почти 1 миллиард.

Безусловно, эту ситуацию нужно было срочно менять. И такое решение нами было принято. Теперь доля муниципалитетов для участия в краевых госпрограммах составляет от 0,5 до 5% от стоимости объектов. По сути мы дали районам «зеленый свет», открыв дорогу к госпрограммам. Теперь основную долю расходов на крупные стройки берет на себя краевой бюджет.

Если в прошлом году все виды финансовой помощи органам местного самоуправления составили 20,9 миллиардов рублей, то в текущем году этот показатель составил 36,3 миллиардов рублей. Рост 76%.

WhatsApp Image 2019-04-23 at 19.12.15.jpeg

Мы рассчитываем на то, что эти средства будут эффективно использованы, принесут реальную отдачу, позволят полностью ликвидировать кредиторскую задолженность.

В целях снятия социальной напряженности и погашения сложившейся задолженности, в результате совместной работы из федерального бюджета бюджету Приморского края выделена дополнительная субсидия в виде 850 миллионов рублей. Она в полном объеме была направлена краевым государственным учреждениям здравоохранения, что позволило им погасить до конца 2018 года просроченную кредиторскую задолженность, которая учитывается ТФОМСом отдельно от общей задолженности.

В минувшие годы был серьезно ослаблен контроль за деятельностью созданных Приморским краем акционерных обществ и унитарных предприятий. При осуществлении бюджетных инвестиций в уставные фонды, растут долги. Показатель эффективности управления финансовыми вложениями в Приморском крае является одним из самых худших среди субъектов Российской Федерации.

Например, долг по АО «Экспресс Приморья» составляет 3,2 миллиарда рублей; КППК – около 3 миллиардов рублей; водоканал – 2,4 миллиарда рублей; Примавтодора – 1,7 миллиарда рублей; краевого авиационного предприятия «Пластун-Авиа» – 412 миллионов рублей; государственного агентства по продовольствию – 410 миллионов рублей; Приморского лесохзяйственного объединения – 210 миллионов рублей. В общей сумме – это более 11,5 миллиардов рублей задолженность по нашим краевым организациям.

Отдельно остановлюсь на гостиницах «Хаятт», которые по сути превратились в «черные дыры», поглощающие миллионы рублей. В настоящее время идет процедура продажи этих гостиниц. Только на их охрану, оплату кредитов и займов, исполнение судебных решений потрачено более 3 миллиардов рублей.

Очевидно, это было выгодно тем, кто занимался их содержанием: сначала это был «Наш дом – Приморье», далее «Дальневосточная инвестиционная группа», где заработная плата составляла у директора 300 тысяч рублей, по 50 человек в штате. Конечно, сейчас мы разбираемся, сокращаем эти расходы, но в целом ситуация привела к тому, что огромные издержки легли в общем-то на эти недостроенные объекты и сейчас при продаже, конечно, они будут изъяты из доходов краевого бюджета. В настоящее время по моему поручению осуществляется инвентаризация всех предприятий, принимается комплекс мер по их оздоровлению.

По ситуации с территориями опережающего развития. Как вы, знаете на территории края функционируют четыре территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень» и «Нефтехимический».

Приморский край несет финансовые обязательства по созданию до 2020 года инфраструктуры: ТОР «Михайловский» – не менее 2,2 миллиардов рублей, ТОР «Надеждинская» – не менее 2 миллиардов рублей. Перечень мероприятий по развитию ТОР зафиксирован в планах-графиках, утверждаемых Минвостокразвития России по согласованию с Администрацией края.

Ввиду несогласованности действий прежней Администрации Приморского края и федеральными структурами провалены все работы по строительству объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры. Потеряно время. В результате подорван авторитет власти перед реальными инвесторами, кто на деле сейчас реализует проекты.

Инфраструктурные обязательства Приморского края выполнены всего на 66%.

Сложная ситуация с объектами инфраструктуры для резидентов ТОР «Михайловский».

Расходы краевого бюджета на создание инфраструктуры площадки за 2016-2018 годы составили 995 миллионов рублей.

Вместе с тем, не завершено строительство двух дорог из пяти. Не закончен в установленные сроки ремонт существующих дорог, которыми пользуются не только резиденты площадки, но и местные жители. Крайне медленно ведется создание объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Мною даны поручения по завершению к концу текущего года строительства и ремонта объектов транспортной инфраструктуры. Профильным департаментом проиндексированы сметы, из-за некачественной проработки которых в прошлом году на эти работы не состоялись торги на ряд этапов дорожных работ.

Хочу отметить, что подрядчики, проводящие некачественные виды работ, из-за которых Приморский край сегодня срывает выполнение своих обязательства перед Правительством РФ и резидентами ТОР, будут внесены в список недобросовестных поставщиков.

На контроле ситуация с созданием и содержанием дорог в городе Большой Камень.

Строительство современной судостроительной верфи – один из приоритетных проектов развития Дальнего Востока. При осуществлении такой масштабной стройки застройщик обязан предусмотреть мероприятия по обеспечению сохранности дорог, используемых при ведении строительства.

В интересах Приморского края создать все условия для реализации проектов территорий опережающего развития.

В целом, налоговые и административные преференции инвесторам, строительство инфраструктуры к площадкам, показали свою эффективность.

Поступления в консолидированный бюджет Приморского края от создания ТОР по итогам трех кварталов 2018 года составили 1,2 миллиарда рублей. Общий прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет в сравнении с 2017 годом – 43%.

Теперь несколько слов о малом и среднем бизнесе - основе роста современных успешных экономик. Мы должны создавать все условия для предпринимателей. Для этого с декабря 2018 года принято решение по ряду вопросов:

В целях снижения налогового бремени по инициативе Администрации края был принят региональный закон, предусматривающий снижение в два раза ставок по налогу по упрощенной системе налогообложения для впервые зарегистрированных предпринимателей,

Принят региональный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», в 2019 году на его финансирование предусмотрено 458 миллионов рублей. Проект предусматривает создание микрофинансовой организации для малого бизнеса с кредитами по ключевой ставке Центробанка, пополнение гарантийного фонда, а также субсидирование лизинговых платежей.

WhatsApp Image 2019-04-23 at 19.12.14 (1).jpeg

В Приморском крае запущена программа выращивания поставщиков для крупных заказчиков, таких как Интер-РАО, РЖД, ДЭК, Ростелеком, Примавтодор, ДЦСС «Звезда» и др.

Однако, это не односторонний механизм, и условия должны быть комфортны не только для предпринимателей, но и для потребителей. В нашем крае это напрямую касается цен, в том числе, на рыбную продукцию, выпускающуюся рядом производителей.

С 1 ноября 2018 года мы приступили к реализации программы «Приморская рыба». С начала действия Программы напрямую от рыбодобывающих компаний в торговые организации края поставлено более 1400 тонн рыбопродукции, в том числе с использованием системы электронных биржевых торгов реализовано торговым сетям около 300 тонн.

Тем не менее, эта программа реализуется с перебоями и не везде, хотя пользуется большим спросом у населения. А значит мы должны и дальше расширять ассортимент продукции и увеличивать количество предприятий торговли, которые принимают в ней участие.

Уважаемые коллеги! Важнейшим аспектом нашей с вами деятельности является повышение качества жизни каждого приморца. С момента вступления в должность для меня очевидна необходимость усиления динамики развития социальной сферы. Многие вопросы требовали незамедлительных решений, и эти решения были найдены. Но данное направление, несмотря на ощутимые результаты последнего полугодия, нуждается в пристальном внимании и радикальных мерах, которые мы с вами приняли в конце года. Огромное количество вопросов требуют нашего прямого вмешательства.

В первую очередь это сфера здравоохранения.

Демографическая ситуация на территории Приморского края характеризуется высокими показателями смертности (13,5 на 1000 человек населения) и одним из самых низких показателей заболеваемости (144 655,4 на 100 тысяч населения). Показатели заболеваемости низкие, а смертность высокая? О чем это говорит? Это говорит о недообследованности и отсутствия диспансеризации. Где-то нет нужных врачей, где-то эта работа просто не организована.

Основная часть существующих зданий лечебных учреждений 1948-75 годов постройки. Здания имеют высокий физический и моральный износ более 50%. Во многих больницах просто нет современного оборудования.

В 2018 году решением Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона из федерального бюджета было выделено 500 миллионов рублей в 23 медицинские организации на приобретение оборудования, что частично позволило переоснастить первичное звено здравоохранения.

Также, в 2019 году из всех источников предусмотрено приобретение 1135 единиц оборудования на сумму 2,9 миллиарда рублей и передвижных медицинских комплексов на сумму 170 миллионов рублей для отдаленных районов.

На 2019 год за счет средств краевого бюджета запланировано проведение капитального ремонта в 40 учреждениях здравоохранения на сумму 702 миллиона рублей.

Вместе с тем, существует проблема с информатизацией в сфере здравоохранения. В настоящее время в государственных учреждениях действует 12 различных информационных систем, которые никаких образом не корреспондируются друг с другом. Это замедляет процесс маршрутизации и принятия решений. В ближайшее время на информатизацию из средств краевого бюджета предусмотрено 111,5 миллионов рублей.

С целью привлечения специалистов в краевую медицину был принят Закон (от 23.11.2018 г.) о предоставлении мер социальной поддержки медицинским работникам. Им предусмотрены:

1. Ежемесячные денежные выплаты молодым врачам-специалистам в размере 10 тысяч рублей до достижения пятилетнего стажа;

2. Ежемесячные денежные выплаты в размере 10 тысяч рублей врачам-специалистам в медицинских организациях, расположенных на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера;

3. Единовременные денежные выплаты:

– врачам-специалистам, трудоустроившимся в амбулаторно-поликлиническое звено и службу скорой медицинской помощи краевых медицинских организаций (от 500 до 700 тысяч рублей);

– фельдшерам, трудоустроившимся на фельдшерско-акушерские пункты и станции (отделения) скорой медицинской помощи, в размере 300 тысяч рублей;

– медицинским сестрам, трудоустроившимся в первичное звено в размере 200 тысяч рублей.

Это краевые средства поддержки, которые идут совместно с федеральными программами. При направлении в сельскую местность врач сможет получить сразу две выплаты. Это неплохие деньги.

4.  Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере до 20 тысяч рублей в месяц.

5. Денежные выплаты в размере 3 тысяч рублей медицинским работникам амбулаторно-поликлинического звена за каждый впервые выявленный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях (I и II стадии).

На здравоохранение на 3-х летний период из средств федерального бюджета предусмотрено 3,5 миллиарда рублей, кроме того мы будем ежегодно выделять на эти цели и краевые средства.

В настоящее время внедрена система рейтинга главных врачей медицинских организаций и глав муниципальных образований по показателям смертности, охвата диспансеризацией, привлечению медицинских кадров в отрасль здравоохранения.

Что касается ситуации в сфере социально-трудовых отношений, содействия занятости и социальной защиты населения.

В начале 2018 года жителям края предоставлялось 57 мер социальной поддержки, которыми пользовались свыше 650 тысяч жителей края. Нам удалось значительно расширить этот перечень, довести его до 72 мер, за получением которых обратилось свыше 700 тысяч человек. На эти цели направлено 11 миллиардов рублей, в том числе на поддержку семей с детьми более 3 миллирадов рублей. В 2019 году на меры социальной поддержки предусмотрено уже 14 миллиардов рублей, в том числе на поддержку семей с детьми – 4,3 миллиардов рублей (количество мер поддержки семей с детьми увеличено с 19 до 25).

Долгое время не решался и другой социально острый вопрос – обеспечения топливом населения в связи с невозможностью предоставления платежных документов, подтверждающих его приобретение у легитимных поставщиков.

WhatsApp Image 2019-04-23 at 19.12.16.jpeg

В настоящее время эта проблема решена. Федеральным и краевым льготникам на отопительный период с сентября 2018 года по август 2019 года предусмотрена ежегодная денежная выплата на оплату стоимости топлива без предъявления платежных документов, подтверждающих его приобретение, исходя из норм и цен на топливо, установленных для продажи населению.

Важным шагом стало введение в октябре 2018 года новой льготной категории «дети войны», для которой предусмотрен ряд мер социальной поддержки граждан, которых война лишила детства.

Разработан и с 12 ноября 2018 года вступил в силу закон, устанавливающий в крае статус «дети войны» и соответствующие меры социальной поддержки (ежегодные денежные выплаты ко Дню Победы и Дню окончания Второй мировой войны, компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, капитальный ремонт, освобождение от уплаты транспортного налога, первоочередной прием в организации социального обслуживания). С момента принятия закона о «детях войны» более 50 тысяч граждан получили меры социальной поддержки на общую сумму 3 миллиарда рублей.

Пенсионерам старше 70 лет предоставляется компенсация 100% расходов на оплату взноса на капремонт, который в соответствии с заявлением граждан сразу поступает в Фонд капительного ремонта или на специальные счета ТЖС.

Расширен перечень мер социальной поддержки для тружеников тыла. Введены новые меры поддержки ветеранам боевых действий, включая компенсационные выплаты (в размере до 30 тысяч рублей) на изготовление памятников по увековечиванию памяти ветеранов войны, погибших (умерших) до 1990 года.

Детям-инвалидам, выезжающим на консультацию, обследование и (или) лечение по направлению медицинской организации, введена компенсация 100% стоимости проезда автомобильным, воздушным, водным, железнодорожным транспортом.

С января 2019 года гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, компенсируются 100% расходов на проезд к месту лечения, а также расходы за наём жилья по месту лечения, проведения процедуры гемодиализа (10 или 15 тысяч рублей – в зависимости от населенного пункта). Ранее люди самостоятельно оплачивали эти расходы, что являлось значительной финансовой нагрузкой на семейный бюджет, поскольку прохождение процедуры требуется на постоянной основе.

Принят краевой закон, который объединил все меры поддержки многодетных семей, включая новые: это освобождение от транспортного налога, компенсация 50% расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и 100% расходов на оплату взноса на капремонт, компенсация расходов на подготовку ребенка к школе, бесплатное питание для многодетных семей. При этом право на меры поддержки теперь получили граждане, имеющие среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума (2019 год – 27 тысяч рублей на каждого члена семьи).

Семьям, воспитывающим пять и более детей и (или) ребенка-инвалида, предусмотрена выдача сертификата на приобретение жилья. Семьям, имеющим шесть и более детей, – 1 миллиона рублей на приобретение транспортного средства.

В рамках реализации Указа Президента РФ (от 07.05.2008 № 714) в 2018 году обеспечено жильем 12 ветеранов Великой Отечественной войны. В 2019 году выданы сертификаты 24 ветеранам войны, в том числе пяти участникам ВОВ и 19 вдовам погибших (умерших) участников ВОВ. Всем подобраны жилые помещения, идет оформление договоров купли-продажи. Сегодня остается в очереди всего 9 вдов погибших (умерших) участников ВОВ.

Мы будем продолжать решать вопрос обеспечения их жильем.

Также в крае решается проблема обманутых дольщиков. Их в Приморье было и остается около 4 тысяч.

В 2018 году введены 3 проблемных дома в г. Владивостоке (Кипарисовая, 2, Зейская, 14 и Завойко, 4), 500 семей получили квартиры.

В 2019 году будут введены во Владивостоке два долгостроя, (Грибоедова,46 и пр-т Красного Знамени, 158), будут восстановлены права 310 семей. В ближайшее время планируется возобновить строительство домов в микрорайоне «Снеговая падь» и 12 многоквартирных домов, во Владивостоке, Артёме и Уссурийске.

Для решения проблемы обманутых дольщиков Администрация края вынуждена была взять на себя обязательства почти на 3 миллиарда рублей. На сегодняшний день приняты все необходимые нормативно-правовые акты, создан Фонд развития строительства. И мы уже приступили к решению этой проблемы, которая не двигалась с места годами.

В целом моя принципиальная позиция такова: если у людей есть проблема, то её нужно решать, а не хоронить под тоннами бумажных отписок. Да, собственно говоря, в решении волнующих людей вопросов и заключается наша первостепенная функция. Для этого мы работаем

Актуальный вопрос, на котором хочу остановиться особо, это нехватка врачей и учителей. Обеспеченность населения края врачами составляет 32,2% на 10 тысяч населения, средними медицинскими работниками – 61,3% на 10 тысяч населения, что на 14,0 и 28,9 процентов ниже, чем по Российской Федерации.

Соответственно те специалисты, которые работают, трудятся с двойной нагрузкой. Число учителей и воспитателей в возрасте до 35 лет составляет 3038 человек (17,4%). Наша задача – привлечь молодые кадры в города и районы Приморья. Важно создать все необходимые условия для специалистов, в том числе - молодых. Ранее я уже говорил о мерах, направленных на поддержку медицинских работников, теперь остановлюсь на педагогах.

В сфере образования на протяжении последних 5-ти лет выполнение майских Указов Президента РФ обеспечивается за счет того, что средняя нагрузка педагогического работника в школе составляет от 27 часов. Нагрузка в 1,5-2 ставки объясняется очень просто - люди хотят получать достойную заработную плату.

Увеличение численности обучающихся в последние годы привело к формированию дополнительных классов-комплектов в школах и обострило кадровую проблему. На сегодня в общеобразовательных организациях края 816 вакансий учителей.

Для улучшения ситуации, повышения престижа педагогической профессии, привлечения молодых специалистов в отрасль был разработан и этом году уже реализуется новый Закон Приморского края, существенно увеличен размер субвенций. С начала действия нормативного акта ежемесячные выплаты получают 450 педагогических работников – молодых специалистов, 180 педагогических работников – наставников. Единовременную денежную выплату уже получили 180 молодых специалистов. Результаты этой работы уже есть. Если по итогам 1 квартала прошлого года в отрасль пришли 10 учителей, то сейчас в 1 квартале 2019 года уже пришли 44. Эффективность нашей поддержки сказывается на конкретных людях. При этом, мы понимаем, что основном приток специалистов, будет в конце сентября.

Однако, некоторые органы местного самоуправления поняли эту инициативу по-своему и не стремятся привлекать в отрасль новые кадры, а стараются всеми способами истратить деньги на решение других задач в сфере образования. Так не пойдет!

Если перед вами поставлена задача, то решать надо именно её. Не осваивать деньги, как вам кажется нужным, а выполнять поручение.

Очень острым в крае остается вопрос обеспечения жильём детей-сирот. В сводном списке лиц, имеющих право на обеспечение жильём, находится 7214 человек, из них 5529 достигли совершеннолетия. Дальше затягивать с решением этой проблемы было нельзя. Требуется принимать действенные меры, способные в корне изменить сложившуюся ситуацию.

Законом Приморского края (от 06.12.2018) полномочия по обеспечению жильем детей-сирот переданы на муниципальный уровень.  Все 34 муниципальных образования с начала 2019 года закупают жилые помещения для детей-сирот. Это позволило приобрести за первый квартал текущего года 227 квартир (за первый квартал прошлого года было приобретено 18 квартир). Однако решать проблему только приобретением жилья нельзя, так как вторичный рынок в крае практически отсутствует. Муниципальные образования получили право на ремонт имеющегося и строительство нового жилья, на что и будет делаться ставка в дальнейшем при решении вопроса обеспечения жильем для сирот.

Также введенв дополнительная мера социальной поддержки детей-сирот – выдача сертификатов на самостоятельное приобретение жилья. 185 человек получили положительное решение комиссии и возможность самостоятельно приобрести квартиру или дом. Если данная мера даст положительный результат, она также станет одним из рычагов в решении сложившейся годами проблемы.

Отмечу, что для строительства объектов социально-культурной сферы привлекались средства федерального бюджета. Они направлялись на строительство школ, детских садов и клубов. Однако в 2018 году выполнение работ осуществлялось с нарушением графиков.

Нарушены сроки реконструкции Дома культуры в селе Новоникольск Уссурийского городского округа, Не начато строительство сельского клуба в селе Первомайское Михайловского муниципального района, срок сдачи декабрь 2018 года.

До сих пор не достроена школа в селе Рощино Красноармейского района, детский сад в Большом Камне, по улице Гагарина. Не разработана проектно-сметная документная по строительству школ в Большом Камне

Несмотря на потребность в учреждениях дошкольного и общего школьного образования в 2018 году во Владивостоке с нарушением сроков осуществлялось строительство детских садов, а по одному садику к строительству и вовсе не приступили.

Коллеги, средства федерального бюджета, привлекаемые в край, достаются нам нелегко. Но когда они появляются, то возникает другая проблема – их своевременное освоение. А ведь именно от эффективности освоения федеральных финансовых ресурсов во многом зависит как часто и в каких объемах мы будем получать эту помощь в дальнейшем, а значит, и благополучие приморцев, и то как нашу работу будут оценивать люди.

Нужно максимально ответственно подходить к вопросу использования федеральных средств. Спустя рукава выполнять работу дальше не пойдет. Либо руководители работают ответственно, либо вообще не работают на своей должности. Подчеркну, что реализацию мероприятий за счет средств Минвосткразвития я держу на особом контроле, вхожу во все комиссии.

Перейдем к спорту и физической культуре. Эти направления особенно актуальны в нашей непростой демографической ситуации, ведь во многом от них зависит здоровье человека, его активность, отношение к жизни в целом.

Необходимо обратить внимание на развитие системы массового, доступного для населения спорта.  Старт взят неплохой, но важно на всех этапах продолжать наращивать темп.

Существенной проблемой развития отрасли является недостаток современных спортивных объектов, низкий качественный уровень существующей спортивной инфраструктуры.

Из имеющихся 3048 спортивных сооружений основную долю составляют спортивные площадки и залы общеобразовательных школ. Уровень обеспеченности спортивными сооружениями в 2018 году составил 34,8%.

Для обеспечения современными спортивными объектами и с целью вовлеченности населения к занятиям физической культуры и спорта в 2018 году на развитие спортивной базы в Приморском крае выделено 372 миллиона рублей из различных источников. Данные средства направлены на завершение строительства плавательного бассейна в городе Фокино, строительство ФОК в п. Славянка, реконструкцию стадиона «Авангард» в городе Владивостоке и спортивного комплекса «Вертикаль», а также капитальный ремонт вентиляции плавательного бассейна городе Дальнегорске.

Были закуплены и поставлены в муниципальные образования 17 комплектов спортивного оборудования для установки универсальных спортивных площадок на сумму 32 миллиона рублей.

Для развития массового спорта приняты следующие меры:

В 2018 году в рамках календарного плана было проведено 376 физкультурно-спортивных мероприятий с общим количеством участников 51 тысяч человек, закуплено свыше 16 тысяч единиц спортивного инвентаря и оборудования для оснащения 51 учреждения спортивной подготовки и детско-юношеских спортивных школ края на сумму 24 миллионов рублей.

По итогам 2018 года охват населения края занятиями физической культурой и спортом составил 34% от общей численности населения края в возрасте 3-79 лет, что на 1,6 % выше 2017 года.

Отдельно остановлюсь на сфере сельского хозяйства. Это важнейшее направление экономики, особенно в разрезе обеспечения продовольственной безопасности.

Президент поставил перед регионами масштабную задачу не только насытить качественной и доступной по стоимости продукцией внутренний рынок, но и выйти на мировой. Прямо скажу, по итогам 2018 года в решении этой амбициозной задачи значимых успехов не произошло.

В Приморье по итогам 2018 года произведено продукции сельского хозяйства в объеме 41 миллиард рублей, что ниже уровня 2017 года.

В результате чрезвычайной ситуации не дополучен урожай по картофелю (снижение на 32%) и овощам (снижение на 34%). В сравнении с 2017 годом потери картофеля составили 109 тысяч тонн, овощей – 53 тысячи тонн.

Следующей крупной проблемой для Приморья стала остановка производства тепличного комплекса ФГУП «Дальневосточное». Предприятие доведено до банкротства. Кредиторская задолженность предприятия превышает 330 миллионов рублей.

Вместе с тем, помочь предприятию возможность у края была. В бюджете средства были – порядка 60 миллионов рублей, которые практически весь год пролежали, но ни профильный департамент, ни курирующий отрасль вице-губернатор этой возможностью так и не воспользовались. 

Тяжелая финансовая ситуация в птицеводстве, сложившаяся в последние годы в Приморском крае, привела к закрытию самого мощного на Дальнем Востоке предприятия по производству мяса птицы – ЗАО «Михайловский бройлер». К этому привел целый ряд причин, среди которых главную роль сыграла общая тенденция на российском рынке мяса птицы по снижению стоимости продукции. Позиция непосредственно акционеров, против которых возбуждены были уголовные дела. «Добил» предприятие вирус птичьего гриппа, занесенный в апреле прошлого года. С закрытием «Михайловского бройлера» общие потери края в производстве мяса птицы составили более 30 тысяч тонн в год. Но самое главное, что и в ФГУП «Дальневосточное» и «Михайловском бройлере» пострадали люди, лишились работы более 1,5 тысяч человек.

Что могу сказать по этой ситуации. В сельском хозяйстве я немножко разбираюсь, и прекрасно понимаю, что по сути все эти ссылки на какие-то внешние обстоятельства гроша ломаного не стоят. Главные причины всех проблем – это нерасторопность, формальный подход, отсутствие желания использовать нестандартные методы.

В других регионах что – другие предприятия? У нас на всем Дальнем Востоке, по-моему, ни одна птицефабрика не имеет обеспечения газа, все работают на электричестве. И, безусловно, есть меры поддержки, которые своевременно должны направляться. И, безусловно, есть меры поддержки на транспортировку и доставку продукции в другие регионы, по территории края, есть меры поддержки на обеспечение кормами. Их перечень весьма различен, когда можно мерами поддержки с учетом значимости предприятия, сохранения рабочих мест, налоговых поступлений в местный и краевой бюджеты эти вопросы решить. Но есть и другие способы, как сделать так, чтобы еще наше мясо птицы закупали, у нас сегодня все завозное. Разве сложно было провести систему закупок по бюджетным учреждениям охлажденного мяса птицы, в школы, больницы, детские сады, оно с удовольствием идет, высокого качества, лучше замороженного. Этот госзаказ позволял бы работать, то есть механизмы и источники были и есть. Это просто нежелание вникать в проблему, отсылка на то, что там есть акционеры, они управляют, а мы здесь со стороны находимся. Задача Администрации Приморского края, задача власти помогать как раз таким предприятиям, но, к сожалению, этого сделано не было. Вместе с тем нам сейчас необходимо начинать все сначала.   

Вместе с тем, хочу напомнить, что Указом Президента России № 204 перед нами поставлены конкретные задачи по развитию отрасли. К 2025 году в растениеводстве мы должны прирасти в два раза, в животноводстве – в полтора раза, и достичь валового объема продукции агропромышленного комплекса на сумму 75 миллиардов рублей. Как я уже говорил, 41 миллиард сейчас и 75 миллиардов – это очень амбициозные задачи, которые придется выполнять.

Для решения задач усилим работу по таким направлениям, как техническая модернизация, ввод залежных земель, проведение культуртехнических работ, внедрение высоко урожайных сортов, нарастим объемы применения минеральных удобрений. Для этого увеличен бюджет на развитие сельского хозяйства до 3,3 миллиарда рублей. 

Данные меры по поддержке сельхозпроизводства позволят вывести сельское хозяйство на необходимые темпы роста, укрепить продовольственную безопасность края.

Вместе с тем, хочу подчеркнуть – просто так снабжать деньгами предприятия отрасли мы не собираемся. Средства будем выделять исходя из конкретного результата. В растениеводстве это критерии по урожайности, увеличению объемов посевных площадей, поднятию залежных земель, в животноводстве – по увеличению поголовья, надоев и суточного привеса. Еще один важный показатель – удешевление приобретаемой сельхозтехники. Если сельхозпроизводитель будет отвечать этим требованиям, то всю необходимую помощь он получит и получит в этом же году. Если не отвечает, то просто рассыпать денежными средствами нерадивым хозяевам мы, конечно, не будем.

Уважаемые коллеги, в своем выступлении я уже затрагивал тему жилья, но тогда делал акцент на его предоставление для бюджетников. Теперь же скажу несколько слов о строительной отрасли в целом. 

В 2018 году на территории Приморского края введено 533 тысяч квадратных метров жилья, то есть - 0,23 квадратных метров на человека в год. Вместе с тем, нам необходимо вводить 850 тысяч квадратных метров жилья. Это требование Президента, этого ждут от нас люди.

Единственным и действенным решением вопроса по увеличению ввода жилья в настоящий момент является комплексная застройка территории, системный подход к строительству объектов всей социальной инфраструктуры на территории Приморского края. Кроме того, считаю необходимым создание службы единого заказчика. Это позволит полностью упорядочить на территории края строительный процесс, начиная с предпроектной проработки, сопровождения проектов, а также осуществлять строительный контроль до ввода объектов в эксплуатацию.

Также, в связи с отсутствием в собственности Приморского края и муниципальных образований Приморского края подходящих земельных участков существует необходимость вовлечения в оборот земель ДОМ.РФ, а также Минобороны России, которые находятся вблизи существующей транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, с сентября 2018 года в Приморском крае началась реализация программы «Доступная ипотека» на 2018-2021 годы, предусматривающая предоставление пяти категориям гражданам ипотеки со сниженной процентной ставкой от 5,5 % на приобретение (строительство) квартиры в многоквартирном доме на первичном или вторичном рынке жилья в Приморском крае.

По состоянию на 31 декабря 2018 года воспользовались льготной ипотекой 67 жителей Приморского края. Это мало! У края огромная потребность в жилье, в специалистах, врачах, медсестрах, учителях. Особенно остро это ощущается в районах. Сейчас нужно максимально активно разрабатывать и внедрять законодательные механизмы, чтобы привлекать к нам молодежь, закреплять её здесь. От этого зависит демография, экономика, социальная сфера. Наше будущее. Прошу вас, уважаемые депутаты, обратить на это особое внимание.

Вы знаете, что 28 марта вступило в силу постановление Правительства, существенным образом расширяющее предоставление более дешевой ипотеки. Это возможности и рефинансирования, и приобретения жилья в сельской местности. С 17 апреля у нас по 30-40 заявок идет.

Еще одной важной задачей считаю завершение программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае» на 2013 – 2020 годы, которая реализуется у нас с 2013 года.

На сегодняшний день завершено переселение свыше семи с половиной тысяч человек, расселено более трех тысяч жилых помещений общей площадью 133 тысячи квадратных метров, что составляет 97% от общего объема программы. То есть большая часть работы сделана, но пока задача решена не полностью. Есть проблемы по Хасанскому району, но считаю, что мы вполне можем выполнить все необходимые мероприятия в установленные сроки.

Теперь несколько слов о сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основной проблемой в настоящее время является высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры – более 65 %.

В 2018 году с использованием средств краевого бюджета в размере 564 миллиона рублей уже выполнены капитальные ремонты тепловых сетей, объектов тепло- и водоснабжения, а также установлены 18 автоматизированных модульных котельных; подключены 184 земельных участка, выданных многодетным семьям к сетям водоснабжения и электроснабжения.

Вместе с тем, выполненные мероприятия не решают основную проблему по снижению износа объектов коммунальной инфраструктуры. Необходим системный подход к модернизации и реконструкции объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также кратное увеличение средств, выделяемых для замены большего количества сетей и ремонта объектов, так как последние года объем выполняемых работ позволяет только сдерживать старение сетей, а не улучшать их состояние.

Именно поэтому на 2019 год программами предприятий жилищно-коммунального комплекса предусмотрен капитальный ремонт более чем на 140 объектах тепло-, водоснабжения и водоотведения на сумму порядка 800 миллионов рублей.

В 2018 году продолжена реализация мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований края.

Благоустроены 139 дворовых территорий, 55 территорий общего пользования и пять городских парков, расположенных в 45 муниципальных образованиях края (12 городских округов и 33 поселения) общей стоимостью 497 миллионов рублей.

В 2019 году мы уже запланировали на благоустройство 1000 дворов, выделено на эти цели 1 миллиард 200 миллионов рублей. Это только средства краевого бюджета. Безусловно, еще есть софинансирование из местных бюджетов, это где-то порядка 1,8 миллиарда рублей.

На формирование комфортной городской среды предусмотрено 631 миллион рублей 73 общественные территории, выбранные самими жителями, например, в городе Арсеньеве – Парк «Восток»; во Владивостоке – сквер по улице Енисейской, территория «Сопка Бурачка»; парк на острове Попова.

Одним из стратегических направлений развития Приморского края является модернизация дорожной сети. Ситуация по мостам и муниципальным дорогам доведена до крайнего состояния. Более 50% дорог не соответствует нормативным требованиям.  При этом нормативы затрат не пересматривались с 2012 года. Дорожная сеть северных и прибрежных районов Приморья подвержена постоянным разрушением при тайфунах, наводнениях и иных чрезвычайных ситуациях природного характера. На восстановление требуются немалые силы и средства. При этом в предыдущие годы необходимый ремонт в полной мере не выполнялся, что только усугубляло ситуацию. Понятно, что решить весь этот комплекс проблем сразу – не реально.

В 2018 году общий объем дорожного фонда Приморского края составил 12,9 миллиардов рублей, профинансировано дорожных работ на сумму 9,9 миллиардов рублей или 77 %.

Одной из серьезных проблем дорожной сети является состояние мостов. 717 находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Для решения данной проблемы продолжается разработка проектной документации и подготовка обоснования по 29 сооружениям, предусмотренным в бюджете на 2019 год.

У нас запланированы денежные средства в бюджете и в этом году предусмотрено проектирование этих мостовых сооружений. Приморский край является участником национального проекта «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого запланировано в период с 2019 по 2024 год отремонтировать 657 километров дорог, из них 81 километр в 2019 году.

Если добавить к этому другие программы – Минвостокразвития России, города Владивостока, то этот показатель вырастает еще больше – как минимум до 150 километров городских и краевых дорог. Таким образом, сомнений в том, что к концу 2024 года мы выйдем на показатели норматива в 50,2% у нас пока нет.

На дорожную сферу в 2018 году предусмотрено было 12,9 миллиарда рублей, в 2019 году – уже 18,7 миллиарда рублей.

Конечно, мы понимаем, что плохое состояние дорог сдерживает развитие региона. Ситуация осложняется тем, что ранее содержание автомобильных дорог выполнялось «по остаточному принципу». Объем расходов на содержание дорог составлял лишь 68% от норматива. Мы будем менять подходы к ремонту.

Следует отметить, что дороги регионального и межмуниципального значения на участках прохождения через населенные пункты не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, отсутствует наружное освещение, 765, или более 70 %, автобусных остановок не оборудованы должным образом. Системная работа в этом направлении практически не велась.

Необходимый объем капитальных вложений оценивается в 2,2 миллиарда рублей.

Эти мероприятия будут учтены при формировании бюджета Приморского края на очередную трехлетку.

Для кардинального решения «дорожного вопроса» необходимо не только изменение качественного подхода к выполнению работ (что уже проводится), но и наращивание их объемов, что в свою очередь даст мультипликативный эффект в других отраслях, это и промышленность строительных материалов, автомобильный транспорт, в том числе создаст новые рабочие места, обеспечит налоговые поступления в бюджет всех уровней.

В сфере экологии особое внимание уделялось реализации комплекса мер по снижению запыленности угольной пылью в морских портах.

Обеспечен круглосуточный мониторинг атмосферного воздуха на производственных площадках стивидоров с онлайн трансляцией результатов в сети «Интернет».

В декабре 2018 года создан «Экологический фонд «Находка», задачей которого является формирование бюджета за счет отчислений от прибыли стивидоров для реализации природоохранных и социальных проектов в городе Находка.

Заключены соглашения между Администрацией Приморского края, федеральными органами исполнительной власти и стивидорными компаниями, предусматривающие конкретные мероприятия по приведению деятельности хозяйствующих субъектов в соответствие с нормативными документами.

Ряд соглашений уже реализованы. В порту Восточный в соответствии с заключением Росприроднадзора деятельность стивидора отвечает всем экологическим требованиям. Этого же мы будем требовать от других компаний.  Там полностью закрытый терминал, аспираторные, металлические сетки, система водоочистки, что позволяет производить перегрузку без экологического вреда. Такие же и подобные терминалы должны делаться и в портах. Где производится отгрузка угля.

Отчет Губернатора Приморья Олега Кожемяко перед Законодательным Собранием. 23 апреля 2019 года

Сформирован региональный проект «Чистое Приморье», в рамках которого в 2018 году разработан проект по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов в городе Артем. В текущем году предстоит разработать еще два проекта рекультивации (в Дальнереченске и Большом Камне, с 2020 года приступить к их реализации).

Уважаемые коллеги! Уверен, все мы понимаем, что пласт нерешенных проблем еще очень велик. Для улучшения качества жителей Приморского края мы вместе с вами приняли множество нужных, важных законов. Но законы мало принять, они должны реально работать на людей – об этом нельзя забывать. Недостаточно утвердить документально то или иное решение, мы обязаны подкреплять их своими действиями. Поэтому, наша задача – поэтапно двигаться вперед, в соответствии с озвученными сегодня планами, помня, что приоритетом для нас являются – комфорт, безопасность и достойный уровень жизни граждан Приморья.

В заключение хочу напомнить нам всем о том, что Приморский край – это мощнейший центр международного делового, экономического и культурного сотрудничества на Тихом океане. Мы это видим и по привлекательности, и по тому вниманию, что нам оказывает федеральное Правительство, Президент. Мы видим, что растет число гостей, которые прибывают в наш регион и этому статусу необходимо соответствовать. Впереди еще достаточно работы, но вместе, уверен, мы справимся с поставленными задачами.

 

 


Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter