28 октября 2013 11:10

Работодатели и студенты могут повлиять на качество образования в вузах

     Принять участие в решении задачи предоставления качественных образовательных услуг работодатели и студенты могут посредством участия в общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
   Общественно-профессиональная аккредитация осуществляется путем оценки профессиональных качеств выпускников образовательных организаций. Таким образом, оценивается не качество образовательного процесса как такового, а именно качество образования. В этом случае представители работодателей и студенчества определяют результативность образовательного процесса в профессиональной деятельности.
  Объектами общественно-профессиональной оценки образовательных программ являются:
1) качество образования, включая:
- оценку результатов обучения, в том числе оценку соответствия ожидаемых и фактических результатов обучения актуальным запросам рынка труда;
- оценку востребованности выпускников рынком труда;
- валидацию процедур и критериев оценивания учебных достижений студентов;
- удовлетворенности студентов качеством образования;
2) гарантии качества образования, формируемые:
- образовательными целями образовательной программы;
- структурой и содержанием образовательной программы;
- учебно-методическими материалами, используемыми для реализации образовательной программы;
- технологиями и методиками образовательной деятельности, применяемыми в рамках реализации образовательной программы;
- профессорско-преподавательским составом, задействованным в реализации образовательной программы;
- научно-исследовательской деятельностью и реализацией ее результатов в учебном процессе;
- образовательными и материально-техническими ресурсами образовательной программы;
- организацией и управлением процессом реализации образовательной программы;
- участием работодателей в реализации образовательной программы;
- участием студентов в определении содержания и организации учебного процесса;
- студенческими сервисами;
- оценкой качества подготовки абитуриентов.
     Профессионально-общественным организациям и их объединениям представляется самостоятельность и автономия деятельности, что позволяет им самостоятельно устанавливать порядок проведения аккредитации и определять права аккредитованных ими образовательных организаций. Между тем, в отличие от общественной аккредитации, результаты профессионально-общественной аккредитации могут учитываться при проведении государственной аккредитации образовательной организации, осуществляемой аккредитационными контрольно-надзорными органами.
    По результатам профессионально-общественной аккредитации могут формироваться рейтинги образовательных организаций, по конкретным специальностям (направлениям) подготовки, получающих объективный и достоверный характер.
  «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ может осуществляться работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями. Такая аккредитация осуществляется в добровольном порядке и не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Все правила проведения аккредитации – порядок, формы и методы оценки, а также права, которые предоставят аккредитованной образовательной организации и выпускниками освоившим программы, – устанавливаются общественной организацией, которая проводит аккредитацию. Государство не должно в этом участвовать.
   Все сведения о получении профессионально-общественной аккредитации станут публичными. При этом они будут рассматриваться при проведении государственной аккредитации.
    Процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности достаточно жестко регламентированы новым законом «Об образовании в Российской Федерации». Они проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в сфере образования, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в пределах предоставленных им полномочий. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации», - комментирует Владимир Гутенев, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».

Профессионально-общественная аккредитация направлена на усиление  взаимодействия работодателей и вузов

     В настоящее время в России быстро расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности учебных заведений и оценке качества образования. Работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе.
     Работодатели все активнее взаимодействуют с учебными заведениями, участвуя как в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля и квалификации, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников.
   Согласно статье 96 нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», работодатели и их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ.
    Поскольку в основе оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то оценка будет выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС. Таким образом, в настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования. И учебные заведения, разрабатывая и реализуя программы, должны ориентироваться на потребности работодателей и создавать механизмы, позволяющие непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.
   Отметим, что к профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, несомненно, должны привлекаться только работодатели, активно «потребляющие» выпускников и действительно заинтересованные в хорошо подготовленных специалистах. Такие работодатели могут объективно оценить, в какой мере молодой специалист ориентируется в современных технологиях, знаком ли он с последними достижениями в сфере своей профессиональной деятельности, повысит ли его деятельность конкурентоспособность предприятия.
    Работодатели в процессах общественно-профессиональной аккредитации могут выступать в двух разных качествах.
   Во-первых, работодатели могут действовать как потребители результатов образовательной деятельности учебных заведений, заинтересованные в установлении реального потенциала программ, оценке качества образования с точки зрения его достаточности для ведения профессиональной деятельности на своих предприятиях. В этом качестве работодатели хотят расширить свое участие в определении направлений подготовки и набора компетенций, формируемых в ходе обучения; в предоставлении учебным заведениям консультативной помощи в разработке и развитии образовательных программ, в поддержании соответствия целей программы требованиям рынка труда и обеспечении конкурентоспособности программ
   Во-вторых, работодатели могут выступать как эксперты, действующие от имени независимых экспертных организаций. В этом случае они участвуют в оценке как независимые эксперты, хорошо знающие потребности работодателей, и обязаны соблюдать нормы и правила, установленные экспертной организацией, и не могут быть лоббистами интересов соответствующих предприятий или профессиональных сообществ.
   Участие работодателей в качестве независимых экспертов в оценке качества профессионального образования представляется перспективным методом их влияния на качество образования, но требует от работодателей готовности к экспертной работе и определенного ресурса времени.
    «Можно сделать вывод, касающийся образования, что действительно работодатели, в том числе предприниматели, чувствуют все увеличивающийся разрыв между их потребностями и тем результатом, который достигается всей системой образования России. Вспомним известные слова Аркадия Райкина: «Забудьте все, чему Вас учили в институте». Это не шутка сегодня, и здесь мы еще не нашли оптимального алгоритма взаимодействия работодателей и системы образования, поэтому, когда мы говорим о процедуре аккредитации учебных заведений, о качестве образовательных программ, качестве обучения, то мы, конечно, должны говорить о максимальной обратной связи, которая должна быть налажена между работодателями и образовательным учреждением. Вузы должны ориентироваться на заказ работодателей и слышать потребности рынка. Необходимо поставить цель для образовательных учреждений всех уровней – наладить такое взаимодействие, причем она должна пронизывать не только высшее образование, но и, прежде всего, среднее и начальное профессиональное образование, которое готовит рабочих специалистов», считает Сергей Ренатович Борисов, председатель Попечительского совета «Опоры России», Председатель Наблюдательного совета АККОРК.
    Профессионально-общественная аккредитация программ выгодна и для учебных заведений, поскольку позволяет им оценить достоинства и недостатки собственных образовательных программ; выявить факторы, сдерживающие их развитие; реалистично оценить соответствие стратегии развития программ имеющимся ресурсам.
    Выполнение рекомендаций экспертов позволит учебным заведениям разрабатывать образовательные программы, способные гибко следовать за изменениями конъюнктуры рынка труда, а значит, повысить свою собственную конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Материал подготовлен пресс-центром реализации проектов
по созданию условий для развития государственной
и общественной оценки деятельности образовательных учреждений
Министерства образования и науки Российской Федерации
в рамках реализации государственного контракта №12.Р20.11.0038

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter