Особенности перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями
25 декабря 2013 10:58

Особенности перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями


   Из поступивших за текущий год в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – департамент) предложений муниципальных образований Приморского края о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Приморского края в порядке части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ) принять решения о безвозмездной передаче имущества можно только в 40 % случаев.

    В остальных случаях не представляется возможным издать распоряжение о передаче имущества по следующим причинам:

50 % предложений не содержит документов, необходимых департаменту для принятия решения о безвозмездной передаче имущества;

30% предложений, в которые включены здания, строения, сооружения, не содержат в решении о передаче имущества земельных участков, в границах которых расположены данные объекты недвижимости, хотя представлен кадастровый паспорт таких земельных участков;

25 % предложений содержит разночтения в части, касающейся характеристик предлагаемого к передаче имущества;

10 % предложений не содержит решения о безвозмездной передаче имущества, принятого уполномоченным органом;

5% предложений не содержит достаточно сведений, позволяющих определить предлагаемое к передаче имущество в качестве индивидуально-определенной вещи;

5 % обращений муниципальных образований содержат предложения о передаче транспортных средств, не поставленных такими правообладателями на учет.

     С целью исключить указанные недочеты в дальнейшей работе, рассмотрим механизм безвозмездной передачи имущества в порядке Закона № 122-ФЗ.

    Предложение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Приморского края должно содержать решение уполномоченного органа муниципального образования об отчуждении индивидуально определенного имущества из муниципальной собственности и его безвозмездную передачу в собственность Приморского края, а также документы, необходимые для принятия решения о передаче имущества в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374.

    Решение о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Приморского края должно быть принято уполномоченным на это органом муниципального образования. Муниципальными правовыми актами определены последовательность и объем полномочий органов местного самоуправления в сфере распоряжения муниципальным имуществом. В связи с чем, во избежание отказа в принятии департаментом решения о безвозмездной передаче имущества муниципальным образованиям необходимо соблюдать установленный на их территории механизм и форму принятия решения о безвозмездной передаче имущества.

     Решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче имущества должно содержать характеристики предлагаемого к передаче имущества, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

     В случае передачи недвижимого имущества – это указание прежде всего, кадастрового номера объекта, или, если кадастровый номер объекту не присвоен, инвентарный номер объекта, осуществляющего государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности. Кроме того, в соответствии с правоустанавливающей и технической документацией объекта следует указать его площадь, место расположения, в случае передачи зданий – этажность, в случае передачи помещений – номера на поэтажном плане, при передаче тепловых сетей или водопровода – длину и так далее.

     При передаче движимого имущества индивидуализировать его значительно сложнее, необходимо хотя бы избежать разночтений в представленных документах на такое имущество: в выписке из реестра муниципальной собственности, договоре аренды и решении уполномоченного органа о передаче движимого имущества оно должно иметь одинаковые индивидуализирующие характеристики.

     При передаче транспортных средств и самоходной техники следует указывать идентификационный номер, номера шасси, двигателя.

     Как уже ранее было сказано, для принятия департаментом решения о передаче имущества, помимо решения уполномоченного органа, муниципальным образованием должны быть представлены документы, подтверждающие, что предлагаемое к передаче имущество находится в муниципальной собственности, документы, содержащие характеристики предлагаемого к передаче имущества для сверки сведений, содержащихся в решении об отчуждении из муниципальной собственности имущества,
а также, в случае, если основанием безвозмездной передачи является не разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, краевыми государственными унитарными предприятиями и учреждениями, для осуществления их законных полномочий – документы, подтверждающие такое использование.

   Представление неполного пакета документов делает невозможным принятие департаментом решения о передаче имущества. Кроме того, в большинстве предложений департаментом выявляются разночтения в характеристиках предлагаемого к передаче имущества.

       Таким образом, к предложению о передаче имущества необходимо прикладывать полный комплект документов, в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ № 374, а также производить сверку сведений, содержащих характеристики имущества во всех документах на конкретный объект, во избежание разночтений.

    Кроме того, в договорах пользования имуществом должно быть указано все имущество, предлагаемое к передаче, иначе отсутствуют правовые основания его безвозмездной передачи в собственность Приморского края в порядке Закона № 122-ФЗ.

     Особенное внимание хочется обратить на передачу земельных участков. В случае, если к передаче предложен объект недвижимого имущества, необходимо иметь ввиду, что в порядке части 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость (независимо от способа перехода), находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает тот же вид права на земельный участок, что и прежний собственник недвижимости.

   Кроме того, статьей 25.5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно проводится государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.

   Поэтому следует предлагать к передаче также и земельный участок, в границах которого находится предлагаемый к передаче объект недвижимости, если земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и находится в муниципальной собственности.

  Кроме того, зачастую невозможно реализовать принятое департаментом решение о безвозмездной передаче транспортного средства из муниципальной собственности в собственность Приморского края по следующей причине.

    В графе «собственник» паспорта транспортного средства указано не муниципальное образование, которое направило предложение о его передаче, а предыдущий правообладатель, вот уже пять лет как не являющийся собственником автомобиля в связи с разграничением полномочий.

   Во избежание подобного при предложении к передаче транспортных средств или самоходной техники просим своевременно проходить регистрацию в органах ГИБДД, а также представлять копии паспортов предлагаемых к передаче транспортных средств.

  Решение о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Приморского края оформляется в виде соответствующего распоряжения департамента.

    Момент возникновения права собственности Приморского края установлен распоряжением департамента о безвозмездной передаче имущества: право собственности Приморского края возникает с момента утверждения передаточного акта имущества.

    Передаточный акт подписывается сторонами и утверждается департаментом. В силу Закона № 122-ФЗ орган местного самоуправления, осуществляющий передачу имущества, обязан передать, а департамент обязан принять указанное в распоряжении имущество.

   Уполномоченное лицо органа местного самоуправления обязано подписать передаточный акт в трехнедельный срок с момента его получения, если в установленный срок передаточный акт не подписан, департамент правомочен утвердить его в одностороннем порядке.

    В распоряжении о безвозмездной передаче имущества в собственность Приморского края департамент указывает краевую государственную организацию, или орган исполнительной власти Приморского края за которым такое имущество закрепляется на соответствующем праве для исполнения государственных полномочий Приморского края.

    После утверждения передаточного акта уполномоченный орган местного самоуправления должен передать по актам по форме утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 года № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» указанное в распоряжении имущество этой организации Приморского края.

   При передаче имущества из собственности Приморского края в муниципальную собственность перечень документов, необходимый для принятия соответствующего решения департаментом, установлен тем же постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374.

    Публично-правовые образования собирают пакет документов в соответствии с их компетенцией.

    От муниципального образования при осуществлении такой передачи требуется согласие уполномоченного органа на принятие имущества в муниципальную собственность. Данное согласие должно быть выражено при соблюдении установленного муниципальными правовыми актами механизма и формы подобного волеизъявления (например, решение думы муниципального образования N Приморского края о согласии на принятие имущества в муниципальную собственность из собственности Приморского края).

   В этом случае департамент, при условии что имущество передано на соответствующем праве краевой государственной организации, спрашивает согласие организации и на прекращение права или изъятие имущества.

    При принятии решения о передаче имущества, закрепленного на соответствующем праве за краевой государственной организацией, необходимо согласие КГУПа на прекращение права оперативного управления на закрепленное за ним имущества или согласие КГУ на изъятие имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Кроме того, требуется согласование отраслевого органа исполнительной власти Приморского края, в ведении которого находится КГУП или КГУ, у которого предполагается изъять имущество, или прекратить на него право.

    Передаточный акт в данном случае подписывается уполномоченным лицом краевого государственного унитарного предприятия или визируется уполномоченным лицом краевого государственного учреждения.

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter