Контроль за использованием  сельскохозяйственных земель по целевому назначению
26 декабря 2013 15:06

Контроль за использованием сельскохозяйственных земель по целевому назначению


     Вопрос целевого использования земель сельскохозяйственного назначения в Приморском крае стоит достаточно остро.

     Площадь земель сельскохозяйственного назначения в крае на 1 января 2013 года по данным Росреестра составляет 1 872 000 га, из них сельскохозяйственные угодья составляют около 1 400 000 га, из которых площадь пашни около 750 000 га. По данным департамента сельского хозяйства и продовольствия в 2013 году обработано около 360 000 пашни, что составляет менее 50 % от ее общей площади.

    При этом при обращении заинтересованных лиц за предоставлением в аренду сельскохозяйственных земель администрации муниципальных образований часто отвечают отказом, мотивируя это тем, что нет свободных участков или земли находятся в коллективно-долевой собственности.

     Органы местного самоуправления обладают следующими контрольными инструментами:

1. Проведение муниципального земельного контроля;

2. Проведение проверок земельных участков сданных в аренду в рамках контроля за соблюдением условий договора;

3. Проведение проверок и направление материалов в Управление Россельхознадзора.

    Органы местного самоуправления, распоряжающиеся земельными участками и предоставляющие их в аренду обязаны следить за целевым использованием предоставленных земель.

    В соответствии со статьями 45 и 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае ненадлежащего использования земельного участка, а именно при:

- использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

- порче земель;

- невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

- невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение трех лет.

    В Приморском крае существует положительная судебная практика, когда на основании актов проверок переданного в аренду земельного участка судом расторгнут договор аренды на земельный участок площадью около 800 га.

    При неиспользовании по целевому назначению земельный участок в очень короткий срок зарастает сорной растительностью, что является ухудшением качественного состояния земель.

     В соответствии с частью 2 ст.8.7 КоАП указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

     При этом важен не сколько штраф, сколько зафиксированный факт ухудшения состояния земельного участка.

     Также вместе со штрафом виновному лицу выдается предписание об устранении нарушения.

     В случае его невыполнения лицо может быть также привлечено к административной ответственности за невыполнение предписания.

     В соответствии с частью 2 ст. 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие, в том числе, от органов местного самоуправления материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

     Исходя из вышесказанного, органы местного самоуправления видя на территории своих муниципальных образований заросшие сельскохозяйственные земли должны уведомить об этом Управление Россельхознадзора.

     Получив такие материалы, Россельхознадзор возбуждает дело об административном правонарушении.

     В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения указанного закона не распространяются в случае проведения административных расследований.

     Так, в Надеждинском муниципальном районе юридическое лицо, не использующее земельный участок и допустившее его зарастание сорной растительностью привлечено к административной ответственности в виде штрафа в 40 000 рублей, а также ему выдано предписание на устранение правонарушения.

     Также проведена проверка по физическому лицу, но в связи с тем, что он является собственником земельного участка менее 2 – х лет, к ответственности в виде штрафа он привлечен не был, но ему выдано предписание об устранении правонарушения. Таким образом, факт ухудшения состояния земли зафиксирован и собственник находится под особым контролем. 

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter