Как повлияло на качество образования новая модель финансирования
2 декабря 2014 15:38

Как повлияло на качество образования новая модель финансирования

   На совещании со специалистами экономических служб муниципальных органов управления образованием Приморского края по актуальным вопросам развития системы образования, которое провел по поручению Губернатора края департамент образования и науки Приморского края, были подведены предварительные итоги эффективного использования финансовых средств, направляемых на реализацию проекта модернизации краевой системы образования, исполнение Указов Президента Российской Федерации.

    Для достижения главной цели, сформулированной в Концепции модернизации, ‑ создать условия для современного качественного образования, сделать его доступным для каждого ребенка, повысить мотивацию педагогов к профессиональному развитию, в 2014 году был изменен принцип финансирования. Как это отразилось на качестве образовательных услуг, какие проблемы мешали эффективной работе – вот главные вопросы, которые экономисты активно обсуждали, делясь своим опытом.

   Благодаря нормативно-подушевому финансированию расходы на обеспечение учебного процесса в 2014 году (по сравнению с 2013 годом) в расчете на одного обучающегося в городских общеобразовательных школах увеличилось в 5 раз, сельских – в 10 раз и составили соответственно от 1 131,15 рублей до 2 524,85 рублей.

  При установлении норматива учитывается профиль образовательной программы и форма обучения, тип образовательной организации и образовательные технологии, которые в ней используют, а также специальные условия, например, необходимые для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Словом, берутся во внимание все особенности организации и условия осуществления образовательной деятельности в расчете на одного обучающегося. Такая модель финансирования, отметили участники совещания, способствует повышению объективности в планировании финансовых ресурсов образовательных учреждений, усилению мотивации и созданию условий для развития собственной хозяйственной деятельности учебных заведений.

   Специалисты экономических служб Артемовского городского округа, Чугуевского и Анучинского муниципальных районов поделились своим опытом реализации принципа нормативно-подушевого финансирования. Благодаря системному подходу в вопросах оптимизации и повышения качества государственных услуг, муниципалитетам удалось не только безболезненно перейти на новую модель, но и получить положительный эффект. В чем он заключается? Деньги, «следующие за учеником», формируют бюджет образовательного учреждения, руководство которого заинтересовано в максимальной наполняемости классов в пределах лицензионных норм. Для привлечения большего числа учащихся школы стараются повышать качество оказываемых услуг. Таким образом, в сфере образования формируется конкурентная среда, способствующая развитию передовых образовательных учреждений.

   В рамках Круглого стола были обсуждены и такие важные задачи, как обеспечение конституционной гарантии общедоступности бесплатного дошкольного образования, организация и обеспечение оздоровления и отдыха детей Приморского края, реализация мероприятий по капитальному ремонту и благоустройству пришкольных территорий муниципальных общеобразовательных организаций Приморского края.

   Анализ динамики размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, проводимый ежемесячно департаментом образования, показал, что в 13 муниципальных образованиях края размер родительской платы удалось сохранить на прежнем уровне. В то же время в Дальнегорском, Кавалеровском, Кировском, Михайловском муниципальных районах она выросла на 51-100%. В Лесозаводском городском округе родителям приходится платить более чем в два раза больше, чем в прошлом году. Муниципальным образованиям рекомендовано принять все меры, чтобы исключить необоснованное повышение родительской платы и рассмотреть вопрос о максимальном охвате граждан льготами.

    При подведении итогов работы совещания была отмечена его результативность. Совместное обсуждение финансовых вопросов помогает своевременно решать сложные задачи, опыт коллег-практиков подсказывает выход из проблемных ситуаций. Проведение таких совещаний решено продолжить. Очередная встреча экономистов будет посвящена опыту муниципальных образований по развитию внебюджетной деятельности в школах и детских садах.

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter