Вопросы профилактики социального сиротства в фокусе внимания комиссии по делам несовершеннолетних
4 декабря 2015 11:22

Вопросы профилактики социального сиротства в фокусе внимания комиссии по делам несовершеннолетних

В марте т.г. на заседании межведомственной комиссии по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была поддержана инициатива уполномоченного по правам ребёнка при губернаторе Приморского края Анны Викторовны Личковаха провести комплекс проектных семинаров для муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Идея проекта заключалась в следующем: необходимо не только формально объединиться разным ведомствам в профилактической работе, направленной на защиту прав детей, но и помочь выработать единый алгоритм действий в совершенно конкретных жизненных ситуациях.

‑ В ноябре мы провели десятый такой семинар, который был последним в этом году, ‑ говорит заместитель директора департамента образования и науки Приморского края, заместитель председателя краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Надежда Алексеевна Виткалова. – Основная задача нашего проекта, это не допустить ситуаций, которые нарушали бы права ребёнка, ну а если все-таки что-то случилось, обязательно найти выход. И комиссия по делам несовершеннолетних должна понимать, что она – команда, от оперативности действий которой зависит судьба ребенка.

Семинары проводились по кустовому принципу, когда на проект собираются 4-5-6- комиссий близлежащих муниципалитетов. Для деловой игры, а именно такая форма была избрана, команды формировались из специалистов разных городов и районов. Участникам предлагались модели различных жизненных ситуаций, которые им необходимо было решить, причем строго в соответствии с существующим законодательством, предложив четкую пошаговую схему действий.

Проверка знаний основного закона, который регламентирует действия комиссий по делам несовершеннолетних, также была включена в программу семинаров. Потому что федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает ответы на многие вопросы.

‑ Надеемся, что проект поможет нам повысить эффективность работы муниципальных комиссий, говорит Анна Викторовна Личковаха. ‑ Нам удалось привлечь к активному участию в нем все муниципалитеты.

Во многих из них были параллельно проведены муниципальные родительские собрания, на которых обсуждалась не менее важная тема: как защитить ребенка от жестокого обращения, насилия, как создать ему безопасные условия в семье, школе, обществе. Свои вопросы родители могли адресовать и работникам прокуратуры, и представителям органов внутренних дел, и специалистам органов опеки и попечительства. На собраниях были представлены лучшие практики деятельности по защите прав ребенка, которые есть в крае.  В частности, этим успешно занимаются многие школьные службы медиации (примирения).

К 1 января  2017 службы примирения должны быть в каждой школе, такая задача поставлена «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В настоящее время они созданы в 30% образовательных организаций. Их первый опыт очень важен.

Миссия школьной службы примирения ‑ развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Цель службы примирения – развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

‑ Мы должны уйти от наказания в конфликтной ситуации. Медиатор (нейтральный посредник) должен помочь всем участникам конфликта услышать и понять друг друга, самим найти выход из ситуации и обсудить, как избежать повторения в будущем, ‑ комментирует Надежда Алексеевна Виткалова. – Успешным можно назвать опыт Уссурийской школы №25. Участвуя во Всероссийском конкурсе «Качественное образование – будущее России», она стала призером в номинации «Школьная служба примирения «Доверие» - новая практика диалога». Постараемся, чтобы ее опыт активно использовали другие школы. Нам всем нужно учиться вести диалог друг с другом.

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter